Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

Периоды течения патологий ЦНС у новорожденных

Независимо от того, какие причины развития поражений ЦНС у новорожденных, специалисты выделяют три периода болезни:

  • острый – приходится на первый месяц жизни ребенка;
  • восстановительный – может протекать со 2 по 3 месяц жизни малыша (ранний) и с 4 месяцев до 1 года (поздний);
  • исход заболевания.

Для каждого из перечисленных периодов присущи характерные признаки, которые могут присутствовать по отдельности, но чаще проявляются в оригинальных сочетаниях индивидуально для каждого ребенка.

Острый период

Если у новорожденного имеется легкое повреждение центральной нервной системы, то чаще всего диагностируется синдром повышенной возбудимости. Проявляется он резким вздрагиванием, нарушениями в мышечном тонусе (он может быть повышенным или пониженным), дрожанием подбородка и верхних/нижних конечностей, немотивированным плачем и неглубоким сном с частыми просыпаниями.

При нарушениях работы ЦНС средней тяжести будут отмечаться снижение мышечного тонуса и двигательной активности, ослабление рефлексов глотания и сосания.

Обратите внимание: к концу первого месяца жизни гипотонус и вялость сменяется повышенной возбудимостью, появляется неравномерная окраска кожных покровов (мраморность кожи), отмечаются нарушения в работе пищеварительной системы (постоянные срыгивания, метеоризм, рвота. Очень часто острый период заболевания сопровождается развитием гидроцефального синдрома – родители могут отметить быстрый рост окружности головы, выпячивание родничка, расхождение черепных швов, беспокойство новорожденного и непривычные движения глазами

Очень часто острый период заболевания сопровождается развитием гидроцефального синдрома – родители могут отметить быстрый рост окружности головы, выпячивание родничка, расхождение черепных швов, беспокойство новорожденного и непривычные движения глазами.

Кома может произойти только при очень тяжелом поражении ЦНС у новорожденных – такое состояние требует незамедлительной помощи медицинских работников, все лечебные мероприятия проводятся в реанимационном отделении лечебного учреждения.

Восстановительный период

Если до 2 месяцев ребенок выглядел абсолютно здоровым, никаких странных/необычных синдромов родители не отмечали, то восстановительный период может протекать с ярко выраженными симптомами:

  • мимика очень бедная – малыш крайне редко улыбается, не жмурится, не проявляет никаких эмоций;
  • отсутствует интерес к игрушкам и любым другим предметам;
  • крик всегда слабый и монотонный;
  • детский лепет и «гуление» либо появляются с задержкой, либо и вовсе отсутствуют.

Обратите внимание: именно родители должны обратить внимание на вышеперечисленные симптомы и сообщить о них педиатру. Специалист назначит полноценное обследование ребенка, направит маленького пациента на осмотр к неврологу

Исход заболевания

К 12 месяцам жизни ребенка практически всегда симптомы патологий ЦНС у новорожденных исчезают, но это не означает, что вышеописанные поражения исчезли без какого-либо последствия. К наиболее частым последствиям поражения центральной нервной системы у новорожденных относят:

  • синдром гиперактивности, сопровождающийся недостатком внимания – нарушение памяти, трудности в обучении, агрессивность и приступы истерик;
  • задержка речевого, психомоторного и физического развития;
  • цереброастенический синдром – характеризуется метеозависимостью, тревожным сном, внезапными перепадами настроения.

Но наиболее тяжелыми, сложными последствиями патологий ЦНС у новорожденных являются эпилепсия, детский церебральный паралич и гидроцефалия.

Когда, для чего и как делают УЗИ шейки матки при беременности?

При беременности шейка матки подвергается некоторым преобразованиям и в зависимости от ее состояния с помощью такого метода удается выявить опасность выкидыша или преждевременной родовой деятельности.

В норме состоянии органа у будущих мамочек плотное, канал сомкнут, а на выходе находится слизистая пробка. УЗИ шейки матки при беременности при наличии показаний может назначаться с самых ранних сроков и помогает контролировать здоровье будущей матери.

Показания к процедуре

У женщины в период всей беременности контролируют размер шейки матки

Одной из наиболее распространенных причин выкидышей на раннем сроке является истмико-цервикальная недостаточность.

Медицинская практика показывает, что такая патология у женщин чаще всего заканчивается прерыванием беременности.

При таком патологическом состоянии отмечается безболезненная дилатация шейки детородного органа, которая преимущественно возникает в середине срока либо начале третьего триместра.

Причина прерывания беременности заключается в том, что у плодного яйца отсутствует опора в нижнем сегменте и связано это с плохим состоянием мышечного кольца.

Кроме этого, шейка детородного органа сильно размягчена и укорочена, и такое ее состояние осложняется зиянием цервикального канала и внутреннего зева.

В период ожидания ребенка давление внутри матки постепенно растет и следствием этого становится смещение плодородных оболочек в цервикальный канал. Кроме этого, высока опасность инфицирования.

Истмико-цервикальная недостаточность может вызывать появление следующих симптомов:

  1. колющие болевые ощущения в области влагалища, чувство давления распирания
  2. выраженный дискомфорт в поясничной зоне и низу живота
  3. появление незначительных выделений из влагалища
  4. выделение слизи из половых органов, в которой могут присутствовать прожилки слизи

УЗИ дает возможность диагностировать сглаженность каналов шейки, степень раскрытия зева, увеличение длины и расширение цервикального канала и его расширение.

Кроме этого, во время процедуры удается выявить изменения структуры стенок канала и состояния внутреннего зева при пальпации маточного дна.

УЗИ шейки детородного органа при беременности может назначаться при подозрениях на появление новообразований, а также при продолжительной терапии для контроля ее результатов. В таких ситуациях исследование является скрининговым и проводится регулярно.

Сроки выполнения УЗИ

В 1 триместре УЗИ проводится трансвагинально

Такое исследование, как УЗИ шейки матки, проводится в тот же срок, когда и анатомическое ультразвуковое исследование будущего ребенка.

Обычно это происходит на сроке 18-22 недели, но процедура может быть проведена намного раньше в следующих случаях:

  • в анамнезе женщины были преждевременные роды
  • у пациентки случился выкидыш на позднем сроке
  • женщина вынашивает несколько плодов

В том случае, если в истории пациентки имели место такие события, то УЗИ может быть проведено намного раньше на сроке 11-16 недель.

В группу риска попадают и те женщины, которым были наложены швы на шейку матки, а также при подозрениях на истмико-цервикальную недостаточность.

Кроме этого, УЗИ может быть назначено намного раньше, если в анамнезе будущей матери имели место операции на детородном органе.

Проведение УЗИ и возможные результаты

Существуют два способа проведения исследования (трансвагинальный и трансабдоминальный):

  1. При трансабдоминальном методе исследования для лучшей визуализации необходимо, чтобы мочевой пузырь был наполнен. Такое УЗИ считается менее точным, поскольку при переполненном мочевом пузыре возможно создание эффекта удлинения шейки детородного органа на несколько миллиметров.
  2. Трансвагинальное исследование позволяет получить более точное изображение за счет близости к объекту и высокочастотных данных. Медицинская практика показывает, что определить изменение внутреннего зева удается не при всех типах УЗИ. Такое патологическое состояние обнаруживается при трансвагинальном исследовании, а при трансабдоминальном может остаться незамеченным.

Для осуществления трансвагинального УЗИ нужно, чтобы пациентка опорожнила мочевой пузырь. После этого женщине следует удобно лечь на кушетке и согнуть ноги в коленях. На датчик и на покрывающий его чехол специалист наносит звукопроводящий гель.

После этого прибор помещается во влагалище таким образом, чтобы на мониторе было хорошо видно нижний сегмент матки и ее срединное сечение.

Такое расположение датчика позволяет просмотреть шейку, ее отверстие и слизистую оболочку стенок цервикального канала.

В норме шейка матки не должна быть укорочена

При беременности не требуется никакой специальной подготовки к УЗИ шейки матки. Как правило, на ранних сроках беременности выполняется трансвагинальное исследование, а на более поздних-трансабдоминальное. Оба вида УЗИ считаются совершенно безопасными для женского здоровья.

Оценив состояние шейки детородного органа можно судить о возможном риске для будущего ребенка и матери.

На ранних сроках беременности в норме длина шейки должна составлять 4-4,5 см, а на сроке 32-36 недель она уменьшается до 3-3,5 см.

В том случае, если показатели шейки детородного органа не соответствуют норме, то женщине подбирается лечение, необходимое для здорового протекания беременности.

Одной из частых причин прерывания беременности считается патологическое укорачивание шейки матки. Патология может протекать безболезненно и диагностировать ее удается лишь при осмотре на гинекологическом кресле.

Если Вам поставили диагноз.

Как не печально, но наши доктора, тем более старой советской закалки часто пропагандируют принцип перестраховки. И мы можем встретить в карточке малыша такие диагнозы как ПЭП и ВЧД. Первый диагноз расшифровывается как перинатальная энцефалопатия или ее еще могут называть гипоксически-ишемическое поражение нервной системы. Второй диагноз звучит не менее угрожающе — внутричерепная гипертензия или гипертсизионно-гидроцефальный синдром (повышенное внутричерепное давление). Самое неприятное это то, что такие диагнозы очень часто ставят совершенно здоровым малышам. Например, их могут поставить ребенку с якобы неправильным мышечным тонусом и т.п. Для разъяснения, ПЭП объединяет в себе самые различные нарушения функций головного мозга, которые могут возникнуть у крохи в период с 28 недели внутриутробного развития и до первой недели жизни ребенка (по отношению к недоношенным детям – до 28 дня). Фактически это понятие означает, что у кровинушки «какие-то нарушения с мозгом» и полноценным диагнозом оно считаться ни как не может. Получив такую запись в карточку малыша, родители начинают бегать по различным медицинским организациям, делать многочисленные дорогостоящие обследования и пичкать кроху «полезными» лекарствами для мозга и сосудов.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции

Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом. Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно. В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

Иммунологическое бесплодие у мужчин: лечение

Изначально требуется устранить патологическую причину, которая вызвала возникновение антител (АСАТ), препятствующих зачатию.

Лечение может состоять из:

  • Восстановления репродуктивных функций с помощью хирургических операций.
  • Коррекцию кровообращения.
  • Назначение лекарственных препаратов в случае необходимости: и цитостатиков или протеолитического характера.
  • Оперативного вмешательства на яичке, мошонке.

Кроме этого имеются репродуктивные вспомогательные технологии, которые искореняют причины бесплодия. Однако, такие технологии требуют более тщательной подготовки и дополнительной диагностики.

Рецепторы к моменту рождения

Уже в первые часы после рождения ребенок способен воспринимать ряд раздражений и осуществлять простейшие рефлекторные акты или ответы на раздражители, В его коже имеются рецепторы, воспринимающие прикосновение, болевые и температурные раздражения. Рецептор — это трансформатор энергии, которую он превращает в нервный процесс. Вся рецепторная система делится на две группы: рецепторы контактные и рецепторы дистантные. Первые воспринимают лишь те раздражения, которые воздействуют на организм при контакте. Вторые реагируют па воздействие раздражителей, находящихся на том или ином расстоянии. Контактные .рецепторы воспринимают болевые, температурные воздействия, а дистантные — слуховые, зрительные, обонятельные.

Хотя новорожденные дети чувствительны к теплу и холоду, живо реагируют на изменения окружающей температуры, но терморегуляция организма у них в первые месяцы жизни развита плохо, поэтому они легко охлаждаются и перегреваются.

Рецепторы, воспринимающие вкусовые качества, к моменту рождения ребенка почти сформированы, однако для возникновения вкусовых ощущений существенную роль играет концентрация вкусового вещества. Новорожденные и грудные дети реагируют на горькое при концентрации его до 0,01—0,2%, на кислое — до 0,05—0,02%, на сладкое — при 1—2%, тогда как у взрослых реакция на эти вещества более тонкая (на горькое они реагируют при концентрации его до 0,002%, кислое — до 0,01 %, сладкое — до 1 %).

Обонятельный рецептор детей воспринимает раздражения с момента рождения. Реакция маленьких детей на ароматические вещества проявляется общими движениями, учащением дыхания, пульса; на неприятные, раздражающие запахи — мимическими защитными реакциями и даже криком.

Реакция на звук отмечается не только у доношенных, но и у недоношенных новорожденных. К 3 месяцам дети уже различают высоту тона. Громкий звук у них может вызвать испуг и повышенную возбудимость на длительный период.

Наиболее сложный путь развития проходит зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного прибора — глаз — в основном сформирован к моменту рождения, а развитие мозгового центра зрения продолжается до 7-летнего возраста.

Следовательно, органы чувств функционируют уже при рождении, но еще не в полном объеме. В первые часы после рождения движения глаз у ребенка некоординированные. Лишь через несколько часов глаза начинают совершать совместные движения, но ребенок еще не фиксирует взгляд, тем не менее яркий свет раздражает его и он ведет себя беспокойно. Поэтому помещение, в котором находится новорожденный, не должно быть чрезмерно ярко освещено. Цвет глаз к моменту рождения еще не бывает определенный, чаще всего он, темно-голубой, настоящий цвет глаз определяется к середине года.

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга

Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

Ребенок первого года жизни: как развивается его нервноая система

Невропатологи
знают, что нервная система ребенка после рождения до
года неустойчива, отчего многие дети имеют проблемы с мышечным тонусом и
некоторыми рефлексами. Новорожденный имеет свои особенности. В первые недели
жизни ярко выражены условные рефлексы, но очень скоро возникают и безусловные.
И формирование нервной системы у ребенка
продолжается долгие месяцы и годы.

Центральная
нервная система отвечает за протекание важных процессов в организме. От ее
особенностей зависит не только поведение крохи, а и работа всего организма. Но незрелость нервной системы у ребенка может
вызывать временные нарушения, которые по мере взросления исчезают.

Большую часть
дня новорожденный малыш спит, но при различных неврологических расстройствах,
развитии заболеваний сон нарушается и ребенок становится беспокойным

Но одной
важной особенностью нервной системы детей первых месяцев жизни является ее
пластичность и высокая скорость изменения. Патологические процессы могут
бесследно исчезать и неожиданно появляться

Именно поэтому так важно на первом
году жизни показывать малыша невропатологу, чтобы доктор оценивал состояние и
особенности

По мере взросления малыша развиваются все его органы и системы, и особого внимания заслуживает развитие нервной системы. Условные рефлексы, поведенческие навыки, привычки в большинстве случаев закладываются в возрасте до 3 лет.
Ребенок рождается с уже сформированными структурами нервной системы – головным и спинным мозгом, периферической нервной системой. Но после рождения развитие не останавливается, а начинается его новый этап – созревание коры головного мозга. Известно, что у новорожденного ребенка практически отсутствуют борозды и извилины головного мозга, поверхность органа практически гладкая. Количество и выраженность рельефа мозговой поверхности увеличивается по мере осваивания новых навыков, приобретения опыта и умений.
Наиболее интенсивные темпы развития мозговой коры наблюдаются в первые три года жизни ребенка. В течение остальной жизни человека этот процесс не прекращается, но и темпы его не такие быстрые.
Первое посещение детского невропатолога приходится на возраст 1 месяца. До исполнения 1 годика ребенок должен осматриваться специалистом не реже, чем 1 раз в 3 месяца. После годовалого рубежа будет достаточно ежегодного планового осмотра. В время осмотра детский невропатолог оценит безусловные рефлексы (их наличие и угасание), также сможет выявить патологию при ее наличии.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий