Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности

Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

«И я»

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

— Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

-И я.

-По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

-И я.

— Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей

Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Общие рекомендации по гимнастике

Начиная занятия по артикуляционной гимнастике, нужно соблюдать следующие рекомендации.

  1. Объясните ребенку необходимость данных упражнений. Следует избегать элементов насилия, поскольку это может спровоцировать сопротивление и не даст нужного результата.
  2. Проводить занятия в форме игры.
  3. На своем примере показывать, как правильно выполнять упражнения.
  4. При выполнении упражнений не спешить, нужно внимательно отслеживать правильность и запоминание упражнений ребенком.
  5. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Периодически задавать вопросы, помогающие отследить действия: Где твой язык сейчас? Чем он занят? Какие ощущения в губах? Какие ощущения в щеках?
  6. Поэтапное увеличение скорости с выполнением под счет. Отслеживать плавность и точность движения. Лишь такая методика выполнения упражнений возможен положительный результат.
  7. Лучшее время для занятий это утро, когда ребенок еще бодр и активен, либо в вечернее время для смены занятий и подготовки ко сну. Обычно занятия занимают 5 -7 минут, но все индивидуально.

Тренировка щек и губ

Для повышения эффективности занятий нужно делать дыхательную гимнастику, задействовав губы и щеки.

  1. Массирование щек – растирать и слегка похлопывать ладонями щеки, аккуратно покусывать изнутри. Освоив этот вариант можно внести игровой элемент и выполнять его во время купания или умывания.
  2. «Запасливый хомяк». Разжав и расслабив челюсти набрать воздух и сомкнуть губы. Надуть щеки, сначала обе, потом чередуя. Выполнять 6 секунд.
  3. «Голодный хомяк». Разжав и расслабив челюсти втянуть щеки внутрь. Выполнять 6 секунд.
  4. «Фейерверк». Сделав глубокий вдох сомкнуть губы. Раздув щеки хлопнуть по ним ладонями и выпустить воздух. При выполнении упражнения воздух должен выходить со специфическим шумом.
  5. «Утро». Широко раскрыв рот набрать в легкие воздух, якобы зевая. Язык должен быть расслаблен. Полностью выдохнуть. Сделать 3 подхода.
  6. «Волк». Вдохнув и вытянув губы выдыхать и произносить «у…у…у…у…у». Делать 3 раза по 6 секунд.

Время работы

В родильном доме осуществляется круглосуточный прием рожениц и беременных. Справочная служба работает до 19:00. Передачи принимаются в течение всего дня с небольшим перерывом. Главный врач осуществляет прием населения ежедневно после обеда. Записаться на консультацию можно в регистратуре.

На каком уровне должна быть смазка и можно ли заливать холодное масло в горячий двигатель

По поводу вопроса, можно ли заливать холодное масло в горячий двигатель, то это делать нежелательно, по причине неверных показаний уровня. Второй отрицательный ответ на вопрос, можно ли заливать холодное масло в горячий двигатель, заключается в том, что, откручивая пробку на горловине движка, можно попросту обжечься. 

Проверять уровень лучше всего на утро, после простоя.

Можно также проверять уровень после следующих действий:

  1. Прогревается двигатель до рабочей температуры;
  2. Ставится автомобиль на ровную поверхность;
  3. Глушится двигатель;
  4. Далее выжидается примерно 30 минут;
  5. Проверяется уровень.

Выполнив замер уровня, если его очень мало, нужно перейти к его доливке… 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Общие правила

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени. Более сложная группа приемов — динамические упражнения, направленные на «отработку» отдельных групп звуков — например, только шипящих или только глухих. Для детей от 4-5 лет и старше применяют комплексные игровые упражнения.

Почему важно играть? Да потому что сама по себе артикуляционная зарядка не доставит ни удовольствия, ни интереса. Но если ее преподнести как игру и заниматься вместе с малышом, все будет получаться значительно быстрее и эффективнее

Нельзя научить ребенка говорить правильно за один день или один месяц. Занятия нужно проводить ежедневно, довольно долго. Только тогда постоянно закрепляемые навыки войдут в хорошую привычку и станут для ребенка совершенно естественными.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки

Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

«Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».

При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

«Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.

«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением

Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха

Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.

После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и .

Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.

К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.

Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе по ФГОС с целями

Картотека упражнений по артикуляции состоит из множества упражнений, среди которых такие игры, как «Бегемотик», «Мостик» и «Вкусный мед». В процессе упражнения «Бегемотик» ребенок просто должен научиться широко открывать и закрывать рот, а во время «Мостика» малышу следует открыть рот и выгнуть спинку языка таким образом, чтобы его кончик упирался в нижние зубы изнутри ротовой полости. В таком положении нужно держать язык 5 сек., после чего потихоньку сблизить и сжать зубы, полностью закрыв рот. «Мостик» находится за закрытыми зубами.

Упражнение «Мостик»

На следующем этапе малыш должен расслабить и выпрямить язычок, сглотнуть слюну и отдохнуть. Упражнение следует повторить не менее 4-5 раз. Что касается упражнения «Вкусный мед», то здесь дошкольнику нужно широко открыть рот и кончиком язычка провести по верхней губе, сначала по направлению справа-налево, а потом наоборот. Нижняя челюсть при этом должна находиться в неподвижном состоянии. После 5-8 подходов язык нужно убрать, закрыть рот и расслабиться.

Для формирования и отработки правильного произношения звуков артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет очень важна

Разрабатывая эффективный комплекс занятий в детском саду, логопед обязательно должен брать во внимание тематику упражнений в каждый конкретный промежуток времени

Описание базовых упражнений

Начинают комплекс с основных заданий. Их цель − подготовка органов артикуляции к воспроизведению более сложных укладов. Если у детей появляются затруднения с их выполнением, то стоит на них остановиться, чтобы не закреплять неправильное положение при их дальнейшем выполнении.

Для губ

Перечисленные упражнения – статичные, которые потом комбинируют, чтобы улучшить динамическую составляющую. Удерживают предлагаемые позы в течение 5-10 секунд:

  • «Улыбка» − это базовое положение при произношении свистящих, И, Й. Малыш улыбается так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
  • «Трубочка» − такое положение губы занимают при проговаривании У. Их вытягивают максимально вперед. При выполнении следите за тем, чтобы не выдвигалась одновременно вперед нижняя челюсть.
  • «Окошечко» − упражнение необходимо при отработке произношения О. Губы округлены, язык находится внизу.
  • «Забор» − на этом задании делают акцент при коррекции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперед и по форме напоминают квадрат, зубы сомкнуты, язык внизу. При выполнении их не нужно слишком сильно выдвигать вперед, а нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Несмотря на то что это задания на статику (удержание), их можно сочетать для тренировки переключения движений. Детей просят выполнить сначала одно упражнение (например, «Улыбку») и сразу за ним другое, то есть не удерживая позы. Тренировка переключаемости движений важна для правильного звукопроизношения, потому что во время проговаривания слов малыш должен уметь быстро подбирать нужное положение органов артикуляции.

Для верхней и нижней челюсти

При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу.

  • Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад.
  • Малыш двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть.
  • Широко открыть и закрыть рот несколько раз.
  • Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление.

Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.

Для языка

Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.

  • «Блинчик», или «Лопаточка», − рот открывают не сильно широко, на нижнюю губу помещают широкий язык. И в положении «блинчика» его удерживают 3-5 сек.
  • «Иголочка» − узкий язык вытягивают максимально далеко в течение 3-5 сек.

Вышеперечисленные упражнения – статичные, они обязательно входят в комплекс при коррекции свистящих и шипящих звуков. Но есть задания, направленные на повышение качества динамической составляющей.

  • «Часы» − движения языка напоминают качание маятника часов: раскачивания влево-вправо, несколько раз в каждую сторону. Губы растянуты в улыбке.
  • «Качели» − уголки губ растянуты в улыбке, только язык поднимают и опускают.

Во время выполнения «Часиков» и «Качелей» язык делают узким, а челюсть остается неподвижной. Тогда они будут выполнены правильно.

Упражнения для развития мышц языка

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1.  «ЛОПАТКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4.  «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед.  Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8:  язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление)  —  язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх.  Удерживать  в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать  к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «МАЯТНИК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ  КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16.  «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 2-й младшей группы

У детей 3-4 лет мимика лица еще не полностью окрепшая, поэтому в комплекс занятий подбираются упражнения на развитие мимики губ, щек, языка, челюсти и дыхания.

Упражнения для губ

Задания подбираются с целью увеличения подвижности губ при произношении определенных звуков. При слабом развитии мышц малыши испытывают трудности в произношении как отдельных звуков, так и слов.

Упражнения для губ и щек

Щеки – это вспомогательный инструмент в воспроизведении слов, а также при формировании эмоций (смех, улыбка, плач). Развитие мышц губ и щёк позволяет ребенку выстраивать выразительные предложения

Это очень важно при чтении стихотворений или пересказе сказок

Упражнения для языка

Язык – главный орган речевого высказывания, поэтому зарядка для языка для детей 3-4 лет является главным помощником в формировании речи. При его малой подвижности становится невозможным произношения даже самых простых звуков.

Обратите внимание! Чаще всего при укреплении мышц органа применяются наглядные пособия

Упражнения на произношение звуков

Такие задания направлены на развитие системы дыхания, а также четкость произношения слогов и отдельных звуков. Большая часть упражнений на произношение состоит из вопросов: «как кошечка мяукает? Как летит ракета?». А это расширяет словарный запас младшего дошкольника.

Позиция губ, щек, языка

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляция (с латинского articulo – «расчленяю») – означает объединённую работу органов, которые учувствуют в произношении звуков. То есть работа щек, челюсти, языка и губ. Артикуляционная гимнастика – это специальное упражнение, направленное на развитие и укрепление мышц речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика бывает 2-х видов:

  • Статическая – замирание в одной позе, направленное на тренировку мышц лица, щёк, губ, языка.
  • Динамическая – поза речевого аппарата при произношении звуков или слов.

В каких случаях детям нужна логопедическая зарядка

Современный детский сад – это не только воспитание и образование ребенка, но и своевременная коррекция физического, психологического и логопедического развития. Логопедия –  ветвь педагогики, направленная на диагностику, коррекцию и развитие артикуляционного аппарата ребенка на ранней стадии.

Обратите внимание! Именно логопед может сказать, в норме или отклонении находится артикуляционный аппарат в соответствующем возрасте. Случаи, в которых родителям следует обратиться к специалисту:

Случаи, в которых родителям следует обратиться к специалисту:

  • по достижении трёх лет продолжается буление;
  • трёхлетний малыш понимает речь взрослого, но продолжает молчать;
  • к четырём-пяти годам речь остается невнятной, возникают сложности с произношением отдельных звуков.

Отели

Гостиничная база в Тунисе очень разнообразна, ведь туристический бизнес является вторым по значимости в экономике страны. Проблема, как подобрать отель для отдыха с ребенком, решается просто. Достаточно внимательно пролистать представленный нами каталог.

Занятия с детьми от года до двух

В полтора года можно усложнить комплекс занятий с ребенком.

  • Ходьба, но не прямо, а вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок.
  • Игра в догонялки. Родитель направляет обруч катиться вперед, а ребенок должен успеть прийти к финишной черте быстрее, используя только ходьбу, а не бег.
  • Прыг в лужу. Используется тот же обруч, задача в том, чтобы с двух ног перепрыгнуть обод и попасть внутрь. Чтобы малышу было интереснее, можно имитировать прыжки в лужи.

Упражнения на ловкость. Поставить обруч на пол, ребенок должен сразу пройти через него, потом прыгнуть в него, а в конце – пролезть на четвереньках через него.

Баскетбол. При помощи обруча, который родитель держит как баскетбольное кольцо, можно тренировать ловкость и координацию малыша, стоящего с мячом. Задача ребенка – правильно бросить мяч одной или двумя руками и попасть внутрь обруча.

Упражнение на полу. Лежа на спине, подняв ноги вверх, нужно проводить кругообразные движения ногами, как бы прокручивая педали велосипеда.

Упражнение на животе. Нужно одновременно поднять ноги и руки, имитируя лодочку, плывущую по волнам

Важно держать стопы и кисти прижатыми друг к другу. Задача малыша – как можно дольше удерживать такое положение.

В качестве заминки можно использовать упражнение для развития мышц стопы: сидя на стуле, пальцами ноги подтянуть к себе обруч поочередно каждой ногой

Когда ребенок будет справляться с этим заданием легко, можно использовать мелкие игрушки, которые стопой нужно перекладывать с одного места в другое.

Если говорить о занятиях с детьми в два года, то для них комплекс еще больше усложняется, и может иметь такой вид.

Ходьба с использованием искусственно созданного возвышения или горки, на которую нужно зайти и сойти

Для первых попыток важно сопровождать ребенка и вести за руку, позже – лишь присутствовать рядом

  • Прыжковые упражнения. Проведение разных по направлению и высоте прыжков с проговариванием стишков про зайку.
  • Упражнение на координацию и гибкость. Натянуть веревку или положить гимнастическую палку на небольшой высоте и дать задание проползти под ней не касаясь.
  • Упражнение с мячом. Учить работать с мячом при помощи одной руки, заводя ее за голову. Максимальная дальность должна быть около метра.
  • Упражнение на равновесие. Выстроить дорожку с препятствиями и попросить ребенка пройти по ней, аккуратно перешагивая все, что встретится ему на пути.
  • Упражнение лежа на спине. Подъем ног вверх, поочередно правой и левой, пробовать две вместе.

  • Упражнение лежа на животе. Дать ребенку в руки мяч и попросить поднять руки вверх так, чтобы мяч оторвался от земли. Количество повторов – от 2 до 5.
  • Если дома есть шведская лестница, то стоит поработать на ней, попросив малыша не спеша залезть на безопасную высоту и медленно слезть.
  • Провести заминку при помощи пальчиковой игры с использованием стихов и разминки пальцев рук.

Комплекс упражнений может быть самым разнообразным, потому как он базируется на состоянии физического развития и здоровья ребенка. Если есть какие-либо противопоказания, временные или постоянные, то необходимо использовать ЛФК, по возможности тренироваться с малышом в бассейне и делать все, для того чтобы ребенок развивался нормально.

Подробнее о гимнастике для детей от 1 до 2 лет смотрите в следующем видео.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий