Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: картотека и методика проведения

2 младшая группа

Этот комплекс дыхательной гимнастики рекомендуется для второй младшей группы детского сада.

Качели — поставить на диафрагму живота мягкую игрушку, произносить на вдохе «качели вверх», на выдохе — «качели вниз».

Ветер и дерево — скрестить ноги на полу или сесть на колени, спину держать прямо. Руки со вдохом поднимать над головой, с выдохом — опускать. Туловище прогибать, словно от ветра.

Дровосек — стоя прямо, ноги шире плеч. Ладони рук сложить и работать как топориком — сверху, прогибаясь, остановится между ногами со словом «бах».
Сердитый ежик — дышать плавно. Наклонится, причем пятки остаются на полу, обхватить грудную клетку руками, с опущенной головой произносить на выдохе звук сердитого ежика «п-ф», потом «ф-р», ежик доволен.
Надуть шар — надувая, развести на вдохе руки, потом соединить ладони перед собой без хлопка со звуком ф-ф-ф. Потом шарик лопает — с хлопком, сложить губы трубочкой и приседая, с опущенными руками имитировать выход воздуха из шарика со звуком ш-ш-ш.
Листопад — вырезаем из бумаги листья и дуем так, чтобы полетели. Если листья разных видов, можно комментировать названия деревьев.
Гуси летят — медленно ходить, поднимая в стороны руки на вдохе, опуская на выдохе со звуком «г-у-у».
Пушок — привязать перышко на нитку и дуть на него губами трубочкой, вдыхая носом.
Жук — скрестить на груди руки, делать вдох, поднимая голову, и выдыхать, опуская. Все это под стих — «жук крылатый сказал ж-у, посижу, пожужу».
Петушок — на вдохе поднимаем со сторон руки, хлопаем на выдохе по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку».
Ворона — опустить руки, на вдохе разводить их в стороны имитируя крылья с максимально протяжным звуком «кар-р-р».
Паровозик — руки согнуты в локти, ходьба со звуком «чух-чух» и с остановками под звук «ту-т-у-у-у».
Вырасти большой — вдыхая, поднимаем руки над головой и поднимаемся на носки, выдыхая — со звуком «у-х-х» опускаем руки и ставим пятки на пол.
Часики — размахивать руками вперед, назад со звуком «тик-так».

Каша кипит — одну руку на живот, другую — на грудь. На вдохе втягивать живот, на выдохе со звуком «ф-ф-ф» опускать грудь, опять на вдохе выпячивать вперед живот.
Воздушный шарик — лечь на пол, руки на животе (воображаемый шарик). На вдохе надуть живот, на выдохе сдуть.
Насос — на приседании вдох, выпрямление — выдох, начинать понемножку, увеличивая скорость приседаний.
Регулировщик — одну руку поднять над головой, другую отвести в сторону. На вдохе носом меняем положение рук, на продолжительном выдохе произносим звук «р-р-р» .
Ножницы — руки впереди или по сторонам перед грудью, ладонями вниз. Вдыхая поднимаем одну руку (или кисть) вверх, вторую вниз, на выдохе — наоборот.
Снегопад — сдувать кусочки бумаги, словно снежинки с ладони.
Трубач — руки трубочкой вверху, на выдохе — звук «пф-ф-ф».
Футбольный поединок — скатать мяч из салфетки или ваты, поставить ворота, например кубики. Двое детей дуют стараясь забить мяч друг другу. Похожее упражнение — кто дальше загонит шарик одним выдохом.
Пружинка — лежа на выдохе выпрямленные ноги сгибаем и прижимаем к груди, на вдохе выпрямляем.
Дуем на воображаемый одуванчик, или реальную игрушку с пропеллером, игрушечную мельницу.
Бегемотик — сидя или в положении лежа рука на диафрагме и глубокое дыхание через нос со словами Сели бегемотики, потрогали животики. Далее вдох — То животик поднимается На выдохе — То животик опускается.

Курочка — руки как крылья в стороны на вдохе, на выдохе — наклон, с опущенной головой и крыльями звук «тах-тах», хлопая себя по коленях.

Парящие бабочки — вырезать бабочек из листа бумаги и плавно и длительно дуть так, чтобы они летели вверх.
Аист — стоя, согнуть перед собой ногу в колене и развести руки по сторонам, выдыхая, опускать ногу и руки со звуком «ш-ш-ш».
В лесу — на вдохе кричать ау-у с разной громкостью и интонацией.
Волна — лечь ровно на полу, вдыхая поднимаем руки и вытягиваем над головой, на выдохе со словом «Вни-и-з» опускаем опять руки по швам.
Хомячок — пройти десять шагов с надутыми щеками, хлопнуть на выдохе по щекам, пройти еще несколько шагов, дыша носом.
Лягушонок — ноги вместе, присесть, на вдохе прыгнуть вперед, на выдохе — квакнуть после приземления.
Клич воинов-индейцев — кричать, хлопая ладошкой по губам, с разной громкостью.
Жемчужные ныряльщики — на третьем вдохе закрывается рот и нос и совершаются приседания, пока не будет желание выдохнуть. Игру выигрывает тот, кто дольше продержится

Осторожно, может закрутиться голова.

На этом игровой и дыхательный комплекс не заканчивается, упражнения могут быть основой для самостоятельного творчества, только результат собственных изысканий утвердите у доктора.

Ход ОД

Воспитатель входит в спальню и говорит:

Глазки открываются, реснички поднимаются.

(Легкий массаж лица.)

Дети просыпаются, друг другу улыбаются.

(Поворачивают голову вправо — влево.)

Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.

(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)

Что за чудная зарядка — как она нам помогает,

Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.

Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в путешествие на поезде! Занимайте свои места!

(Выполняется дыхательное упражнение «Паровозик»)

«Паровозик». Дошкольники сидят на своих кроватках и имитируют движения колёс паровоза. Руки согнуты в локтях. Делается глубокий вдох. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух». (повтор 4-5 раз)

Воспитатель: Ребятки, посмотрите мы приехали в лес, где полным полно чудес. Кто это сидит под кустиком? (показывает картинку ежика). Выполняется дыхательное упражнение «Сердитый и довольный ёжик».

«Сердитый и довольный ёжик». Дошкольники низко наклоняются, опускают голову, обхватывают тело руками и вместе с выдохом говорят «п-ф-ф» (сердитый ёжик). Затем это же упражнение сопровождается звуком «ф-р-р» (довольный ёжик). (повтор 4-5 раз)

Воспитатель: Ребятки, кажется,подул ветерок. Посмотрите,листики на деревьях закачались!

(раздает каждому ребенку листочек на ниточке) .Выполняется дыхательное упражнение «Листья и ветер»

«Листья и ветер». Дует слабый ветерок и качает наш листок, дует сильный ветерок и качает наш листок (делаем глубокий вдох, вытягиваем губки трубочкой и выдыхаем воздух не раздувая щек, сначала дуем слабо, потом сильно) (повтор 4-5 раз)

Воспитатель: Ой, только что светило яркое солнышко, но набежали темные тучи и закрыли наше солнышко! Выполняется дыхательное упражнение «Солнышко и тучи»

«Солнышко и тучи» (нужно сдуть тучки, которые закрыли солнышко). Делаем глубокий вдох, вытягиваем губки трубочкой и выдыхаем воздух не раздувая щек. (повтор 4-5 раз)

Воспитатель: Бродили мы с вами по лесу и заблудились. Выполняется дыхательное упражнение «Заблудились в лесу»

«Заблудились в лесу». Воспитатель просит дошкольников представить, что они потерялись в лесу. Необходимо вдохнуть, а на выдохе произнести «ау». Каждый раз меняется громкость или интонация (ребята повторяют за педагогом, слова сопровождаются поворотом влево или вправо. Повтор 4-5 раз

Воспитатель: А сейчас нам пора с вами подкрепиться. Давайте сварим кашу! Но сначала нарубим дров для костра. Выполняется дыхательное упражнение «Рубим дрова»

«Рубим дрова». И. п. — сидя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе — вытягиваются вперёд, как будто дети рубят дрова и произносят «ух» (повтор 4-5 раз)

Воспитатель: Дров мы нарубили много, теперь давайте варить кашу! Выполняется дыхательное упражнение «Варим кашу».

«Варим кашу». Ребята сидят. Педагог предлагает им сварить кашу.Кашка начинает вариться: малыши выпячивают животы, громко вдыхают и на выдохе медленно говорят «ш-ш-ш». Затем «прибавляется» огонь, и дошкольники уже в быстром темпе произносят на выдохе «ш-ш-ш».

Воспитатель раздает тарелки с кашей

Воспитатель: Тарелка с кашей горячая, давайте на нее подуем (делаем глубокий вдох, вытягиваем губки трубочкой и выдыхаем воздух не раздувая щек)

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться с детский сад! Садимся в поезд и поехали!

(Выполняется дыхательное упражнение «Паровозик»)

«Паровозик». Дошкольники сидят на своих кроватках и имитируют движения колёс паровоза. Руки согнуты в локтях. Делается глубокий вдох. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух». (повтор 4-5 раз)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 города Ельца»

Конспект дыхательной гимнастики для детей второй младшей группы

на тему: «Путешествие в лес»

Подготовила: воспитатель

второй младшей группы

Животенкова О. А.

Ноябрь, 2018 г.

Правила занятий

Оглавление

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики должен быть безопасным, тренировка должна проходить по следующим правилам:

  1. Желательно заниматься на открытом воздухе, в холодное время года хорошо проветрите комнату. Тяжелый застоявшийся воздух при интенсивном дыхании может привести к плохому самочувствию и даже болезням.
  2. Ребенок должен быть в хорошем настроении и выявлять охоту к тренировкам. Для настроения нужно хорошо поесть, но выдержите полчасика после еды.
  3. Картотека дыхательной гимнастики большая, но сначала попробуйте сделать два упражнения, потом расширяйте время занятий — так дети не будут уставать, не будет кружиться голова. У астматиков вообще может быть приступ одышки, поэтому они должны заниматься под контролем (желательно — под постоянным присмотром) врача.
  4. Во время упражнений плечи ребенка не должны двигаться, ребенок должен быть расслаблен, мимика на лице — естественная. Бледность, слабость, головокружение, сильная одышка должны быть сигналом к прекращению нагрузок.

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.

Игры на дыхание

Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.

Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму

Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.

Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку

Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.

Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.

Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением

Дыхательная гимнастика в стихах

Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.

Упражнения из комплекса Стрельниковой

Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.

Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких

Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием

Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.

Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:

  1. «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
  2. «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
  3. «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.

В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой

Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ

Для малышей 1,5–4 лет актуальными будут упражнения на:

  • имитацию звуков («п-п-п», «ф-ф-ф» и пр.);
  • чередование вдоха и выдоха в определённом ритме;
  • сдувание лёгких бумажных фигурок (ватных шариков, мыльных пузырей) с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги со стола.

Дошкольники с удовольствием сдувают бумажную бабочку с цветка или заставляют её летать по кругу

Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.

Речевые приёмы

Тренировка ритма вдоха и выдоха позволяет отрабатывать звуки, что имеет существенное значение для ребят младших групп, которые только начинают говорить, и произношение звуков у них нечёткое

Но важность словесных приёмов этим не ограничивается, так как:

Дети слышат монолог педагога, объясняющего задание, и закрепляют в сознании образец построения высказывания, то есть речевую модель.
Ребята вовлекаются в совместную деятельность при помощи мотивирующих рифмовок, которые связаны с тематикой упражнения (например, перед выполнением упражнения «Надуй шарик» своим воспитанникам я зачитываю стихотворение «Шарик»: Лёгкий шарик мой воздушный дёрнул нитку непослушно, оборвал, сказал: «Пока!» и умчался в облака).
Внимание малышей привлекается загадыванием загадок, связанных с названием упражнения (так, в своей работе я практикую с детьми второй младшей группы отгадывание названия упражнения «Жук» при помощи загадки: — В мае к вам я прилетаю, как пчела, жужжа, пугаю, грозный издавая звук. Кто я, детки? — Майский … жук).

Перед выполнением упражнения можно прочитать малышам тематическое стихотворение или загадать загадку

Наглядные приёмы

В младших группах дыхательная гимнастика сопровождается иллюстрациями, связанными с названием упражнения, а не схемами его выполнения, как это будет в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, наглядность в контексте проведения гимнастики для дыхания представлена приёмом демонстрации: педагог обязательно показывает порядок выполнения упражнения и повторяет его до тех пор, пока все дети не будут выполнять упражнение правильно.

Атрибуты для проведения гимнастики

Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для такого несложного реквизита я завела специальную шкатулку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх. Вот несколько примеров тренажёров для дыхательной гимнастики.

«Зимняя варежка»

Варежки можно украсить оригинальными аппликациями

Материалы:

  • шаблоны варежки, снежинок;
  • клей;
  • картон;
  • скотч;
  • ножницы;
  • нитки, иголка.

Инструкция:

  1. Вырезаем шаблон варежки, приклеиваем его на картон.
  2. Ламинируем его или обклеиваем широким скотчем.
  3. Вырезаем шаблоны снежинок, приклеиваем их на картон.
  4. С помощью нитки и иголки крепим снежинки на варежки.

Дети сдувают снежинки с варежки, тренируя направленность струи воздуха.

Тренажёр с бабочками изготавливается по аналогии с варежками

«Чашка»

Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как из чашки выходит пар

Материалы:

  • шаблон чашки;
  • картон;
  • ножницы;
  • скотч;
  • прозрачный пакет.

Инструкция:

  1. Вырезаем чашку, приклеиваем на картон.
  2. Ламинируем её или обклеиваем скотчем.
  3. Оставив цельным один край, нарезаем прозрачный пакет на полоски для имитации пара.
  4. Приклеиваем к чашке.

Дети «остужают» чай: дуют на пакет, он раздувается, как пар.

Практические приёмы

К этой группе относятся творческие способы переосмысления содержания того или иного образовательного материала. В нашем случае рисунки, аппликации, поделки могут быть связаны с названием упражнения, а точнее, с рифмовкой, с помощью которой оно было детям представлено.

Итогом работы над упражнением «Шарик» могут быть аппликации из цветной бумаги: дети наклеивают шаблоны на лист бумаги, педагог дорисовывает ниточки

Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников

Блок упражнений, направленный на развитие умения управлять своим дыханием, называется дыхательной гимнастикой. Практикующие йоги утверждают, что привычку дышать ртом можно считать столь же неестественной, как кушать через нос. Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.

Дыхательные упражнения благотворно влияют на работу бронхов и лёгких малышей

Целями проведения упражнений для правильного дыхания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) вне зависимости от возраста воспитанников являются:

укрепление физического и психического здоровья;
повышение работоспособности малышей;
тренировка дыхательной мускулатуры;
развитие артикуляционного аппарата (для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
развитие умения управлять своим телом;
воспитание потребности в ЗОЖ.

Для реализации этих целей решается ряд задач, которые также являются универсальными. Отличия в зависимости от возраста детей могут быть лишь в приоритетности тех или иных аспектов. Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:

формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей групп, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
развитие навыков правильного звукопроизнесения;
обогащение крови кислородом;
тренировка дыхательной мускулатуры;
предотвращение разрастания аденоидов;
защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).

Для правильного речевого развития дети должны уметь управлять своим дыханием

Комплексы дыхательных упражнений для первой младшей группы

Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.

Методика проведения упражнений на дыхание для первой младшей группы

В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.

На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.

При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:

  • Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
  • Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
  • Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.

Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:

использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе

Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
температура не больше 20 градусов;
занятия проводятся через час после приема пищи;
занятия проходят 3 раза в неделю;
на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.

Дыхательная гимнастика в детском саду

Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе

Карточка 1

  1. «Пузырьки».

Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».

  1. «Как работает насос».

Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.

  1. «Разговор».

– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)

– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)

– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)

– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).

– Вот такие чудеса!

Карточка 2

  1. «Прогоним дождик».

Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.

  1. «Качели для игрушки».

Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.

– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)

– вниз (выдох через нос, живот надуть).

  1. «Дерево качается».

Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий