Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

Общие правила

Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.

Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?

В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить

Против воли ребенка они пользы не принесут.
Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.

Рекомендации профессионалов

Опытные культуристы и профессиональные тренеры утверждают, что сделать тело спортивным и мускулистым проще всего в подростковом возрасте. С 13 до 18 лет концентрация гормонов, которые отвечают за развитие мускулатуры, максимальная. В этом возрастном промежутке у парней открываются зоны роста костей, благодаря чему им легче расширить плечи и укрепить корпус.

Однако, по мнению профессионалов, заниматься тяжелой атлетикой в слишком раннем возрасте опасно для здоровья. Это связано с тем, что тяжелые снаряды могут спровоцировать травму позвоночника, суставов, нарушить общий рост. Чтобы этого не случилось, силовые тренинги в тренажерном зале нужно проводить не ранее, чем в 16 лет, и обязательно под руководством квалифицированного тренера.

До 16 лет специалисты рекомендуют выполнять базовые упражнения, которые помогают развивать сразу несколько групп мышц, но без отягощения. Также можно заниматься на турнике.

Чтобы повысить эффективность занятий в тренажерном зале, подросток должен правильно питаться, соблюдать режим дня и не заводить вредные привычки.

Борис Краснов, тренер

Профессиональный тренер утверждает, что до 16 лет лучше выполнять базовые элементы без спортивного инвентаря. Такие тренировки помогут укрепить организм, развить координацию движений, повысить выносливость, заложить базу для дальнейшего развития.

Начиная с 16 лет, подросток может выполнять силовые упражнения, но при этом нужно соблюдать такие рекомендации:

  1. Отработайте технику выполнения элементов фитнеса до автоматизма. А для этого нужно обратиться к тренеру, который подскажет, как правильно выполнять упражнение, при необходимости исправит ошибки.
  2. Не спешите повышать нагрузку. Если движение получается, то лучше на следующем тренинге закрепите результат, а уже после этого повышайте нагрузку. В противном случае возможны травмы.
  3. Обязательно перед выполнением комплекса в тренажерном зале проводите разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.
  4. Следите за питанием. За 2 часа до похода в тренажерный зал рекомендуется поесть, например, кашу или мюсли. После тренировки подросток должен подкрепиться на протяжении 40 минут. Для этого подойдут продукты, богатые на белки (мясо птицы, кисломолочные продукты) и сложные углеводы (цельнозерновые продукты).

Б. Краснов советует не увлекаться спортивными добавками, которые бесполезны для начинающих спортсменов. Подросткам достаточно полезных веществ, которые они будут получать из продуктов питания.

Анна Мороз, тренер

Как утверждает опытный тренер, практически все силовые упражнения, которые выполняются со спортивными снарядами (штанга, гири, гантели), оказывают сильную нагрузку на еще не до конца сформировавшийся позвоночник и костные соединения.

Тогда повышается риск искривления или деформации костных структур. Поэтому специалист не советует выполнять становую тягу или приседы со штангой до 16 лет. Подростки в тренажерном зале могут делать упражнения без дополнительного веса или заниматься на специальных тренажерах.

Тинэйджерам до 16 лет рекомендуется посещать бассейн, чтобы укрепить тело и подготовить его к дальнейшим нагрузкам. К занятиям в тренажерном зале можно приступать не раньше 16 лет и обязательно под контролем тренера. Начинать выполнять силовые элементы лучше с гантелями. К полноценным тренировкам с использованием штанги можно приступать ближе к 18 годам.

Занятия рекомендуется дополнить правильным питанием, полноценным отдыхом и приемом витаминно-минеральных комплексов.

Ирина Маркина, тренер

Специалист по фитнесу утверждает, что главная цель занятий в тренажерном зале подростка – это укрепление организма и ускорение его роста. Для этого нужно выполнять базовые элементы, которые помогают развивать сразу несколько мышечных групп. Изолированными движениями можно дополнить основные нагрузки.

До 16 лет самыми естественными являются базовые упражнения, которые выполнены с собственной массой. Они гармонично нагружают все тело, не выделяя отдельные мышечные группы.

Тяжелая атлетика будет эффективна для подростка только после того, когда его скелет окрепнет, а рост организма остановиться. Если тинэйджер проводит силовые тренировки до 16 лет, то риск травмирования позвоночника и суставов возрастает.

Если подросток хочет похудеть, то базовые упражнения нужно дополнить кардионагрузками. Кроме того, необходимо соблюдать диету, в состав которой должны входить белки, сложные углеводы, витамины и минералы, клетчатка, немного полезных жиров. От фаст-фуда, жирной, жареной пищи, сладостей и других вредных продуктов следует отказаться.

Развивающие упражнения

Есть много упражнений для пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет. Можно просто каждый день устраивать театр теней, где героями будут ручки и пальчики (нужно их ставить так, чтобы тени походили на различных зверушек или фигурки). А можно выполнять и другие упражнения, но все только в виде игры:

  1. «Цап-царапки». Дети представили себя кошками и котами, руки сжали в локтях, кисти на уровне головы. Четыре пальчика нужно прижать к верху ладони подушечками, а большой прижать к согнутому указательному — это кошачьи лапки. Пальчики стараемся сильно прижимать, а потом резко ладошки раскрываем, пальчики напряжены в положении, как будто кошка выпускает коготки. Упражнение несколько раз повторить.
  2. «Жук-усач». Кисти в кулачки, выпускаем по сторонам указательный пальчик и мизинец («Коза»), можно побегать, шевеля пальчиками, и при этом жужжа «жжжжж». Затем ладошки раскрываем, полетели!

Можно сжимать и разжимать пальчики, пусть ребенок по вашей ладошке «ходит» пальчиками, «рисует» ими.

Результаты и рекомендации

Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции

Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика

Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.

Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков

Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Мобильный СонникДома Солнца

Упражнения

Большинство родителей только по достижению ребенком четырех лет задумываются над тем, что необходимо развивать его физически. Для начала необходимо познакомить малыша с общими элементами, лучше всего через подвижные игры. Физкультура способствует умственному, физическому и психологическому развитию.

Для проведения занятий можно использовать дополнительные спортивные снаряды – кегли, мячи, скакалки, обручи.

Также для улучшения эмоционального состояния во время занятий можно использовать музыкальное сопровождение. У детей, которые систематически занимаются лечебной физкультурой, отмечается хорошая осанка, повышенный иммунитет.

При выполнении комплекса упражнений детьми родители должны следить за правильностью движений. Неправильное выполнение упражнений не принесет должного эффекта.

Нужно следить за правильностью дыхания: каждое упражнение должно выполняться на выдохе, а при возвращении в исходное положение – выдох.

Для детей 4-5 лет комплекс занятий должен состоять из 6 видов различных упражнений, по 5 повторов, которые должны быть направлены на все группы мышц.

Наиболее популярные упражнения:

  1. Ребенок должен встать в позицию ноги на ширине плеч, руки зафиксировать на поясе. Далее нужно делать повороты в сторону, при этом руки также разводятся в сторону, после возвращаются в исходное положение.
  2. Нужно сесть на пол, ноги поджать и скрестить перед собой. Затем корпус нужно вытянуть вперед и ладошками хлопнуть по полу, после чего вернуться в исходное положение.
  3. Необходимо лечь на пол, ноги при выполнении упражнения должны быть ровными и не отрываться от пола. Руки положить за голову, локти выставить вперед, выполнять повороты в одну и в другую сторону. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы живота.
  4. Ноги на ширине плеч, руки фиксируются на талии. Ребенку необходимо выполнить прыжок вокруг себя.
  5. Упражнение выполняется, как обычное приседание, но с использованием мяча. Ребенок должен держать его перед собой при приседаниях, при этом спина должна быть прямой.
  6. Ноги на ширине плеч, руки по швам, в одной руке мячик. Нужно вытянуть руки вперед, и с одной на другую перекидать инвентарь.
  7. Упражнение выполняется стоя, ребенку нужно немного подогнуть колени и попробовать дотянуться правой, а затем левой, до своих ступней.
  8. Стоя на месте, ребенок начинает прыгать, потом можно немного усложнить упражнения прыжками в сторону и возвращением в исходное положение. Данное занятие выполняется не более 3 минут.
  9. Малыш ложится на пол, на спину, руки вытягивает вверх над головой. В таком положении необходимо перевернуться на живот. Ноги должны оставаться прямыми.
  10. Необходимо лечь на спину, ноги вытянуть вверх, руки положить на талию. В воздухе необходимо попеременно делать сгибания в коленях. Упражнение напоминает езду на велосипеде. Обычно данное занятие крайне нравится малышам.

Самая главная задача родителей — следить за тем, как ребенок выполняет упражнение. Если какой-то вид занятия вызывает у него дискомфорт, то лучше заменить его на другой. Не нужно принуждать ребенка к физической культуре. Все упражнения можно преподносить, как забаву, тогда у чада будет намного больше желания выполнять гимнастику.

При регулярных занятиях у ребенка сформируется правильность и ритмичность выполнения гимнастических упражнений. Не следует ругать малыша, если у него не получается сделать то или иное упражнение. Ведь каждый ребенок индивидуален, и имеет свои характерные особенности развития. Однако, при систематических занятиях, прогресс наступает уже после второй недели выполнения ЛФК.

Примеры упражнений для 4-5 лет

Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.

https://youtube.com/watch?v=1b3ItMqYDGE

Пересекающие среднюю линию тела

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности:

  1. сначала ладонь выпрямлена;
  2. потом – сжимается в кулак;
  3. далее ладонь ставится ребром;
  4. после этого последовательность повторяется.

Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными.

Также такое несложное задание помогает улучшить внимание. Перекрестные шаги

Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

Порядок действий таков:

  • ребенок встает прямо;
  • поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
  • согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
  • далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.

Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.

Энергетическое

Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота».

Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего

Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию

Растягивающее

В 4-5 лет дети могут выполнить задание «Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков:

  1. левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
  2. правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
  3. Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.

Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребенка

Гимнастика для пальчиков используется педагогами и родителями во всем мире.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать  ребенка в целом. Во время игры развиваются речевые навыки, мелкая моторика, координация, ритмическое мастерство, социальные навыки, речь и слух. Более того, пальчиковые игры очень веселые, нравятся детям 3-4 лет! Это помогает  развивать психическое состояние ребенка, учит радоваться и смеяться.  

 Пальчиковые потешки для ребенка 3-4 лет► КулачокОдин, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять,Один, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.

► ДразнилкаУ меня пропали ручки. Спрятать за спинуГде вы, рученьки мои?Раз, два, три, четыре, пять,Покажитесь мне опять!

► КошкаВот кулак, а вот ладошка.На ладошку села кошка.Вот пошла она, пошла.И в подмышечку пришла.

► ГрибЭтот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик гриб помыл,Этот пальчик гриб сварил,Этот пальчик гриб съел –Оттого и потолстел.

► КолыбельнаяЭтот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик лишь уснул,Этот крепко, крепко спитТихо носиком сопит…

► СемьяЭтот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Ну а этот пальчик – я.Вот и вся моя семья!

► ДразнилкаУ меня пропали ручки. Спрятать за спинуГде вы, рученьки мои?Раз, два, три, четыре, пять,Покажитесь мне опять!► КошкаВот кулак, а вот ладошка.На ладошку села кошка.Вот пошла она, пошла.И в подмышечку пришла.

► КолыбельнаяЭтот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик лишь уснул,Этот крепко, крепко спитТихо носиком сопит…► СемьяЭтот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Ну а этот пальчик – я.Вот и вся моя семья!

https://youtube.com/watch?v=okHdjyDXHQA

Развитие речи и памяти

Когда дети поют, слушают тексты стишков и выполняют упражнения в ответ, они увеличивают свой словарный запас и развивают навыки слушания и понимания.

Дети повторяют стихи за взрослым и развивают речь и память.  

  • Каждый раз, когда дети изучают песни и стихи, навыки чтения совершенствуются, улучшается разговорная речь, память становится лучше и объемнее.
  • Также ребенок развивает моторные навыки рук, необходимые для письма и рисования.  
  • Развитие чувства ритма

Ритмичное пение с движениями пальцев помогает детям развить хорошее чувство «ритма».

Улучшается самооценка ребенка. Каждый раз, когда ребенок хорошо сделал гимнастику и запомнил стишок, похвалите его! Это же его достижение!

Коротко об особенностях мозга

Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.

  • Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
  • Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:

  • у девочек – до 7 лет;
  • у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.

Мозговая йога

Йога для мозга – это деятельность, направленная на тренировку когнитивных функций, особенно среди молодого поколения. Это динамическая программа упражнений для улучшения скорости восприятия, концентрации, логического и вербального мышления, пространственной ориентации, творческих приемов. Одна из целей – стимулировать позитивные эмоции, развивать диагональное мышление, вовлекающее левое и правое полушария мозга.

Что обеспечит тренировка:

  • улучшение памяти, концентрации;
  • способность обработки квантов информации в легко запоминаемые формы развлекательным способом;
  • обучение использованию творчества в работе, личной жизни, что позволит лучше планировать и решать задачи, справляться с обязанностями и т.д.

Ознакомьтесь с некоторыми советами о том, как тренировать мозг, повысить его производительность.

Создавайте собственные акронимы

Речь идет о словах, состоящих из начальных букв ключевой информации. Вы, наверное, даже не знаете, сколько акронимов присутствует вокруг.

ABBA: A – Анни (Anni), B – Бьорн (Björn), B – Бенни (Benni), A – Агнета (Agnetha).

Как видите, название легендарной поп-группы состоит из первых букв имен членов-основателей.

Следующий пример:

  • LOL: L – lots, O – of, L – laughs (много смеха);
  • BTW: B – by, T – the, W – way (кстати).

Аналогичным образом вы можете зашифровать имена важных людей или значимых событий. Школьники могут создавать акронимы из школьных или внешкольных занятий, кружков.

Используйте ассоциации

Ускорьте записывание заметок и одновременно максимально повысьте производительность мозга. Создавайте шифры для различной информации, воспроизводящие то, что вы хорошо знаете. Посмотрев на них, вы сразу вспомните, что они означают. Попрощайтесь с длинными, неясными, скучными заметками и, вместе с тем, с плохими когнитивными способностями.

Хороший пример таких ассоциаций – йога. Индивидуальные позиции называются в соответствии с животными, которых они напоминают, или с именами людей, которые долгое время в них задерживались. Как только тренер на уроке йоги переходит к позе кобры, каждый знает, что делать.

Например, вам предстоит встретиться с человеком в кафе, о котором вы читали в журнале. Почему бы не написать в ежедневник: встреча-кафе-журнал?

Школьники могут использовать ассоциации по примеру: кружок-шитье-пятница.

Визуализируйте

Счастливы те, кто наделен фотографической памятью? Неправильно. Даже способность визуализации можно развить. И довольно легко. Для этого нужна последовательность и выносливость. Просто все, что делаете, представляйте вживую. Создавайте ментальные образы.

Выбираете вариант отдыха, читаете о роскошном отеле в привлекательном месте, расположенном прямо на песчаном пляже? Представьте это. Вообразите, насколько он большой, какая у него цветовая гамма оформления, сколько этажей, окон… В следующий раз, читая подобный буклет, вы вспомните свою идею, легко поймете, о чем идет речь.

Из всего, что вы испытываете, делайте «фотографии», сортируйте их в «фотоальбомы» в голове. Когда в следующий раз встретитесь с чем-то, что соответствует сохраненной картинке, просто воспроизведите ее из памяти.

Это упражнение – хорошая гимнастика для мозга для детей дошкольного возраста и, особенно, школьников. Они могут «фотографировать» методы решения школьных задач, что существенно облегчит обучение.

Повысьте креативность, производя аналогии

Улучшить понимание сложной темы поможет создание аналогии. Если вы пытаетесь понять то, что не соответствует вашей сфере, попробуйте перевести тему в понятную область. Принцип останется прежним, изменится только сцена.

Концентрируйтесь

Живите настоящим моментом. Будьте всегда в курсе того, что и когда делаете

Уделите этому все внимание

При обсуждении важной встречи, не думайте о том, что приготовите на ужин или куда пойдете вечером

Учите детей такому способу тренировки мозга. Повышение сосредоточения – хороший стартап для успешности в дальнейшей жизни.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий