Перевозка новорожденного в автомобиле

Почему нельзя перевозить детей на руках?

Довольно щепетильный вопрос:

  • Новорожденного удобно держать на руках — он спит, кушает, чувствует мать.
  • Дети постарше на руках — удобно и им, и родителю. Ребенок отвлекается на окружающий мир, не капризничает.
  • В кресле дети потеют, особенно летом. Кондиционер включить нельзя, а на руках ему гораздо спокойней, чем в душном тесном кресле.

При всем этом никогда нельзя исключать вероятность фатального исхода. Скорость транспортного средства в черте города достигает 50 км/ч. Есть участки дорог, когда скорость можно повысить до 70-90 км/ч. В момент столкновения руки пассажира, который удерживает ребенка, получают нагрузку до 300 кг. Физически удержать ребенка 3-4 кг (новорожденного) невозможно.

Автокресло — лучшая защита от подобных исходов. Несмотря на сомнительное устройство ремней, которые сложно закрепить вокруг туловища только что рожденного малыша, оно намного надежнее, чем руки матери или отца. Как бы ни звучало странно, но самая высокая степень ответственности мамы не гарантирует счастливого конца.

Как перевозить новорожденного?

Основные особенности приспособления следующие:

  • прочный корпус;
  • приспособления для защиты тела малыша от ударов;
  • ремни, удерживающие ребенка внутри конструкции;
  • ортопедическое основание (внутренняя поверхность) кресла.

По способу уложить малыша в детское автокресло все модели можно разделить на две группы: группа «0», и группа «0+». Первая (собственно автолюлька) характеризуется тем, что ребенок размещается исключительно в лежачем положении. Вторая (автокресло для новорожденных) — позволяет перевозить малыша, которого нельзя сажать, как взрослого, полусидя (ножки и голова приподняты, под голову и шею подкладываются специальные валики).

Это основная разница между двумя приспособлениями. Часто подобные автокресла могут фиксироваться на каркасе коляски. Кроме того, отличительной чертой автолюльки является ручка, которая делает возможным использовать ее и как переноску для малыша.

В автолюльке малыш занимает естественное для своего возраста лежачее положение

Максимальный вес, на который рассчитаны обе группы, согласно документации производителя составляет 10-13 кг, максимальный возраст 1-1,3 года. Но отзывы родителей свидетельствуют, что в большинстве случае дети перерастают подобные автокресла и люльки к полугоду.

Нужна ли автолюлька крохе

Судя по многочисленным постам на форумах для молодых мам, это один из первых вопросов, которым они задаются. Дабы ответить на него честно, достаточно просто вспомнить анатомические особенности деток раннего возраста.

Итак, кто такие новорожденные? Это мимишные и невероятно хрупкие создания. В первые дни, а то и недели жизни, новоиспеченные родители даже боятся их брать на руки. И не безосновательно. Ведь вплоть до года их скелет хоть и гибкий, но очень мягкий, так как состоит преимущественно из хрящей.

Но и это еще не все. Четверть веса тела крохи в этот период приходится на его головку. А это очень много. Для сравнения: голова взрослого составляет не более 6% от общей массы. Отсюда – необходимость постоянной ее «фиксации», если можно так сказать.

Усложняет ситуацию шейка. У новорожденных деток она по праву считается ахиллесовой пятой. Объясняется это тем, что позвоночник в этом месте и в это время еще не прикрыт мышцами. А это значит, что любые, даже самые незначительные толчки, избежать которых в пути практически нереально, способны самым негативным образом сказаться на их здоровье и привести к серьезным травмам.

Напоследок хочется напомнить о том, что в 2007 году в законодательстве были прописаны правила перевозки детей, не достигших 12-летнего возраста, согласно которым делать это можно только в специальных удерживающих устройствах – автолюльках или автокреслах.

Автокресла

C какого возраста грудничка можно возить в автокресле?Так же как и в автолюльке — с первых дней жизни

В автокреслах новорожденного перевозят полулежа, под наклоном 30-45 градусов, спиной по ходу движения. Само кресло крепиться либо штатными ремнями автомобиля, либо к специальным скобам ISOFix. Ребенок в автокресле удерживается внутренними ремнями.

В автокреслах новорожденного перевозят полулежа

  • На первом рисунке изображено универсальное кресло, которое можно использовать как для младенцев так и для более взрослых детей.
  • На втором рисунке автокресло переноска, которое используется для детей до года-полутора. В этих креслах ребенка можно носить вне автомобиля, благодаря специальной ручки.

Основное преимущество автокресел в том, что они обеспечивают лучшую безопасность ребенка, чем люльки. Кресла хорошо удерживают голову младенца при фронтальном ударе, исключая травмирующие нагрузки на шею. А это, по статистике, около 70% аварий.

Очень важно чтобы наклон спинки сидения был правильный, и находился в пределах 30-45 градусов. Более пологий угол (больше 45 градусов) сильно снижает безопасность автокресла при фронтальных ударах

При слишком высоком положении (угол меньше 30 градусов), голова ребенка будет падать вперед, что может привести к затруднению дыхания, и, как следствие, к недостаточному насыщению крови кислородом, а в очень редких случаев и к остановке дыхания.

Очень важно чтобы наклон спинки сидения был правильный

Угол наклона спинки сидения должен быть в пределах 30-35 градусов. Оптимальный угол — 45 градусов.

Угол наклона спинки сидения должен быть в пределах 30-35 градусов

  • a) Угол наклона сидения слишком маленький (< 30°), голова младенца падает на подбородок, что затрудняет его дыхание.
  • b) Наклон спинки от 30° до 45°. Новорожденный находится в максимальной безопасности при достаточном комфорте.
  • с) Фотография выполнена при краш тестах во время столкновения. Угол наклона спинки слишком пологий (>45°), что не обеспечивает должной безопасности ребенка при аварии.

Оптимальный угол спинки — 45°. При таком наклоне обеспечивается оптимальное отношение безопасности и комфорта во время автомобильных путешествий.

Как правило, угол наклона современны кресел обеспечивает безопасную перевозку ребенка, но его величина может быть разной в зависимости от формы сидений конкретного автомобиля. Допускается использовать валики для коррекции наклона автокресла, например из туго смотанных полотенец, которые подкладывают под переднюю часть детского кресла.

Для коррекции угла наклона автокресла допускается использовать валики

Для дополнительной фиксации головы ребенка допускается использовать валики из ткани, которые укладывают с двух сторон новорожденного. Различные подушки, вкладыши под голову, которые идут не в комплекте с креслом, использовать запрещено, так как это может способствовать падению головы ребенка вперед.

Для дополнительной фиксации головы ребенка допускается использовать валики

Существует распространенное среди родителей мнение, что новорожденному вредно сидеть в автомобильном кресле, так как это может повредить его позвоночнику. На самом деле эти опасения беспочвенны потому, что ребенок не сидит в автокресле вертикально, а полулежит.

На позвоночник не воздействую опасные нагрузки. Вес равномерно распределяется по спине.

Если кресло правильно установлено то риска для здоровья ребенка нет

  • a) Опасные вертикальные нагрузки на позвоночник новорожденного под действием его веса.
  • b) При положении полусидя, вертикальных нагрузок на позвоночник нет. Вес распределяется равномерно по всей площади спины.

Если кресло правильно установлено, а время проведенное крохой в нем, не превышает полтора часа, то риска для здоровья ребенка нет.

Резюме: Автокресло — безопасный способ перевозки младенцев в автомобиле с первых дней жизни. В нем ребенок перевозиться полусидя спиной по ходу движения

Важно чтобы наклон, спинки кресла находился в пределах 30-45 градусов. Автолюльки, в которых ребенок перевозиться лежа, следует использовать только в случае особых медицинских показаний

http://detiavto.info/perevozka_novorozhdennogo_v_avtomobile

Коляска с автолюлькой: плюсы и минусы

детские коляски

Подобные модели – настоящая находка для родителей, ценящих практичность и рациональность.

Как правило, шасси укомплектовано большими проходимыми колесами с хорошей амортизацией, что делает такой транспорт очень актуальным в российских условиях.

В комплект универсальных колясок включают автолюльку для новорожденных группы 0+ (подходит для детей весом до 13 кг). Когда малыш подрастет, автокресло для следующей возрастной группы придется покупать отдельно.

Подобные решения имеют ряд преимуществ:

  • Автолюльку можно установить на колесную базу и использовать в качестве коляски. Это особенно актуально для родителей, которые ведут активный образ жизни, любят путешествовать и даже с появлением малыша не хотят менять привычный стиль жизни. Подобное решение позволит не везти с собой всю коляску, а взять только колесную базу, что сэкономит место в автомобиле. Большинство фирм комплектуют детский транспорт 3 в 1 чехлом для ножек и козырьком, которые подходят к автолюльке и обеспечивают дополнительный комфорт младенцу. Однако следует помнить, что места в таком детском автокресле не так много, и полностью заменить собой младенческую люльку и прогулочный блок они не смогут.
  • Нет необходимости искать и покупать автокресло отдельно. У будущих родителей и так слишком много хлопот: это и покупка одежды для малыша, и выбор мебели, и ремонт в детской. Производители колясок 3 в 1 гарантируют высокое качество и безопасность своей продукции, а также то, что автокресло подходит для самых маленьких пассажиров.
  • Автокресла из комплектов 3 в 1 комплектуются специальной ручкой для переноски. Это очень практично, когда нужно перенести уснувшего в машине младенца. Нет необходимости будить ребенка и вынимать из автолюльки. С такой переноской удобно ходить в магазин или поликлинику – ребенок надежно зафиксирован, а нести люльку можно одной рукой. Кроме того, на ручку крепятся игрушки, что не может не порадовать малыша.

Минусом колясок 3 в 1 является более высокая цена по сравнению с обычными моделями. Хотя, если покупать отдельно автолюльку и коляску, общая стоимость может быть даже выше.

Еще один недостаток – в автолюльках группы 0+, которыми комплектуются подобные модели, не могут долго находиться малыши до 5 месяцев. В поездках на большие расстояния обязательно нужно делать перерывы и вынимать ребенка из люльки.

Автолюлька

Принимая решение о покупке коляски 3 в 1, будущие мама и папа должны решить, насколько часто они будут перевозить ребенка в автомобиле. Если у семьи есть собственная машина, то такая покупка выглядит обоснованной. Также автолюльку необходимо приобрести, если планируется часто пользоваться услугами такси. В наемных автомобилях крайне редко встречаются подходящие устройства для транспортировки младенцев, и наличие собственного кресла обеспечит комфорт и безопасность для малыша и его родителей.

Если же планируется пользоваться общественным транспортом или ходить пешком, то покупка коляски 3 в 1 будет попросту лишней тратой денег. В случае крайней необходимости автокресло можно одолжить у знакомых или арендовать в специальных службах.

Лучшие автолюльки для детей с креплением Latch

BRITAX ROMER Kidfix SL

Кресло предназначено для детей весом 15–36 кг. Конструкция крепится в салоне за счет автомобильных ремней безопасности и системы Latch. Главное отличие системы крепления Latch от Isofix – это не металлические кронштейны, а прочные, эластичные ремни с карабинами. Они, так же как и система Isofix, требуют специальных скоб на корпусе салона. Крепеж Latch имеет массу преимуществ:

  • Защита от вибраций кузова, которые иногда сообщаются детскому автокреслу.
  • Вес конструкции меньше за счет отсутствия металлических кронштейнов, как в системе Isofix.
  • Система способна выдержать большую нагрузку за счет эластичных фиксирующих устройств.
  • В случае удара или резкого торможения система Latch предупредит инерционный «кивок» головой, что поможет избежать травм шейных позвонков.

Kidfix SL будет «расти» вместе с ребенком. Ведь в конструкции подголовника для этого предусмотрено 11 положений высоты. Внешнее оснащение модели простое – анатомическая подушка и съемный чехол. Мягкий подголовник хорошо удерживает голову крохи-пассажира благодаря объемному текстильному валику. Чехол съемный, ткань чехла синтетическая.

Плюсы: подголовник регулируется по росту детей, боковая защита, анатомическая подушка в комплекте, съемный чехол, который можно стирать в машинке.

Минусы: не слишком высокое качество текстиля чехла.

Peg-Perego Viaggio 2-3 Surefix

Кресло от итальянского бренда Peg-Perego относится к группе «2/3» и рассчитано на детей весом 15-36 кг. Крепится за счет системы Latch и ремней автомобиля. Система безопасного крепления в этой модели называется Surefix. Она позаботится о том, чтобы кресло во время поворотов машины не съезжало с пассажирского сидения. Модель прошла необходимые краш-тесты и получила сертификат безопасности ECE 44/04.

Устройство устанавливается по ходу движения машины. Боковая защита оберегает малыша от возможных травм. Подголовник надежно фиксирует голову ребенка. Его высота регулируется на 11 позиций, что дает возможность использовать устройство для разного роста и возраста. Наклон спинки можно менять, нажав на клапан. Если спинки задних пассажирских сидений имеют регулировку наклона, то можно обустроить ребенку комфортные условия для сна. По бокам изделия расположены мягкие подлокотники.

Для удобства перевозки кресло можно разложить на 180⁰. Это очень удобно, если требуется перевезти кресло в багажнике. По бокам подголовника расположены специальные фиксаторы, которые не дадут ремням безопасности сдавить шею ребенка. Изделие легче по сравнению с другими аналогами. Конструкция не громоздкая, весит 6,42 кг. Чехлы сшиты из гипоаллергенной микрофибры, легко снимаются, подходят для машинной стирки.  Ткань обивки не маркая, с обшивки легко удаляются пятна от сока, шоколада. Из дополнительных удобств – держатели для напитков и анатомическая подушка.

Плюсы: наличие сертификатов безопасности, прочная фиксация и повышенная безопасность за счет боковой защиты и системы Latch, удобная регулировка подголовника.

Минусы: высокая цена, но качество товара окупает стоимость.

Diono Monterey 2

Удерживающее устройство относится к группе «2/3». В кресле можно перевозить детей возрастом от 15 до 36 кг. Оно рассчитано на максимальный рост малыша – 160 см. Фиксация осуществляется с помощью штатных ремней машины и системы крепления Latch. Модель прошла краш-тест на оценку «хорошо» и получила соответствующий сертификат. Устанавливать устройство нужно лицом вперед.

Весит умеренно – 7,1 кг. В комплекте идет анатомическая подушка и подстаканник для напитков. Регулировка позволяет настроить конструкцию под разный рост. Наклон спинки можно установить в 2 положения. Высота подголовника тоже регулируется, число положений – 11. Боковые валики управляются по ширине. Это дает возможность более точно отрегулировать подголовник под размеры головы.

В конструкции предусмотрена дополнительная защита сбоку. Мягкая обивка выполнена из ткани, по свойствам похожей на замшу. Дополнительное преимущество – сетчатая ткань по верху обивки. Она предупреждает потение в летнее время и предотвращает истирание материала и появление зацепок, например, от липучек на обуви малыша. Производитель предлагает массу вариантов цветовых решений.

Плюсы: регулировка высоты и ширины подголовника, наличие анатомической подушки, немаркая и прочная ткань обивки с сетчатыми «дышащими» вставками, наклон спинки регулируется в зависимости от угла наклона пассажирского сидения, к которому крепится конструкция.

Минусы: тканевые чехлы сложно снимаются для стирки и также нелегко надеваются после чистки.

Как выбрать автолюльку для новорожденных

Перед тем, как купить автолюльку, нужно знать вес крохи, его возраст, а также учитывать такие важные показатели:

Наличие маркировки. Обозначения ECE R44/03 или ECE R44/04 указывают на то, что товар прошел необходимые испытания, соответствует всем требованиям безопасности.
Варианты расположения переноски

Если вам необходимо купить хорошую модель автолюльки, обратите внимание на устройства, в которых ребенка можно перевозить как по ходу движения автомобиля, так и против него – спиной к креслу водителя. Второе положение обеспечивает дополнительную защиту для безопасной перевозки младенцев.
Если вы часто переносите автокресло из одной машины в другую или устанавливаете в коляску, выбирайте изделия с надежными, но простыми замками, которыми можно легко закрепить автолюльку и отстегнуть ее.
Отдавайте предпочтение устройствам из натуральных материалов.

Приобрести автолюльку для новорожденных возможно в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани и любом другом городе России. Опытные консультанты помогут разобраться в преимуществах и недостатках современных приспособлений для перевозки детей в машине, дать характеристику, расскажут об их размерах и о том, на какой вес крохи рассчитано изделие. Кроме того, вы сможете узнать об особенностях эксплуатации люльки для новорожденных, понять, сколько она прослужит, а затем без проблем подобрать подходящую модель.

Возраст и вес ребенка

Каждая автолюлька для новорожденных имеет инструкцию (с фото), в которой указано не только, как ее крепить и правильно использовать, но еще и для какого возраста, веса предназначено изделие

Очень важно ориентироваться на этот показатель, поскольку правильный выбор устройства гарантирует комфорт малыша во время поездки и безопасность при возникновении аварии

Из каких материалов сделана люлька

Переноска для новорожденных в машину должна быть выполнена из качественных гипоаллергенных, хорошо вентилируемых материалов. Лучше, когда верхнее покрытие будет легко чиститься, мыться. Если есть возможность, приобретите изделие со съемными чехлами, которые можно снять и постирать. Яркие расцветки переноски выбирать не стоит: ребенку еще не важен цвет, а вот вам придется часто ее приводить в порядок. Корпус автолюльки для комфортной перевозки новорожденных должен изготавливаться из ударопрочного пластика и быть глубоким, обеспечивая защиту при боковом ударе.

Регулирование наклона спинки

Возможность менять угол наклона спинки автокресла – очень важная функция, особенно если ребенок маленький или все время засыпает во время поездки. В большинстве классических кресел дети могут располагаться в положении полулежа, в люльках есть два варианта – горизонтальное и полулежа

Это важно, когда крохе приходится проводить в машине много времени. В автокреслах для детей постарше спинка может менять наклон относительно сиденья или наклоняться всем корпусом

Застежка-фиксатор

При покупке автолюльки особое внимание необходимо уделять застежкам и замкам на переносках для новорожденных и детей постарше, основные функции которых – безопасность и комфорт. Малышам многое интересно и любопытно, поэтому в дороге они начинают все рассматривать, исследовать

Застежки находятся ближе всего к нему и в какой-то период времени они становятся для малыша игрушкой. Выбирайте автокресло с замками, имеющими фиксатор, который не даст крохе расстегнуть его и сможет защитить малыша. Учитывайте это при выборе детского кресла.

Безопасность

Этот показатель нельзя описать одним предложением. Безопасность новорожденного зависит от нескольких факторов:

  1. Правильное положение новорожденного в автолюльке, кресле.
  2. Правильная установка изделия в автомобиле (против движения или перпендикулярно).
  3. Использование специального вкладыша, если это необходимо.
  4. Фиксация крохи при помощи специальных креплений.

Уровень безопасности автолюлек для комфортной перевозки новорожденных проверяется немецкой компанией ADAC c помощью специальных краш-тестов. По результатам исследований устройства получают оценку от 2 до 5 и попадают в рейтинг безопасных или небезопасных изделий. Правда, нужно учитывать, что этим тестам подвергаются далеко не все модели автолюлек, но при этом они могут являться совершенно безопасными, о чем свидетельствует маркировка ЕСЕ R44/04.

Особенности

Автокресла категории от до 25 кг предназначены для детей от трех до семи лет. Группы моделей 1 и 2 имеют свои особенности. Модели с лежачим положением (для сна) отсутствуют. По европейским нормам это считается опасным, так как есть вероятность проскальзывания ребенка под штатным ремнем безопасности. Для удобства спинка кресла откидывается под углом 5–45 градусов, многим детям удается спать в таких условиях.

К более безопасным вариантам относят конструкции, где в качестве крепления выступает . В критических ситуациях это снижает нагрузку на шею. Кресло-трансформер с расчетом на маленького и большого ребенка часто создает проблемы и тому и другому. Для малышей, например, высоковат подголовник. Но в ситуации, когда ребенок путешествует редко, а растет быстро, или когда стесненный бюджет, покупка вполне оправдана.

Плюсы и минусы

Автокресла для каждой возрастной категории имеют свои достоинства и недостатки.

  • Категория 1. Автокресла являются довольно высокого уровня безопасности. Они способны принять положения, благоприятные для сна и отдыха. В таком кресле путешествовать можно долго и без ущерба для здоровья.
  • Категория 2. Модели этого типа хорошо справляются с функциями безопасности. Можно подобрать конструкции в умеренной ценовой категории без особого влияния на надежность и качество. Недостатком является отсутствие комфортного положения для сна и сложность индивидуального подбора конструкции.

Угол наклона

В автокреслах категорий 1–2 угол наклона колеблется между 5 и 45 градусами, все зависит от весовой категории и модели. Полностью в положении лежа может быть только люлька для самых маленьких, но она габаритна и занимает много места на заднем сидении автомобиля. Чтобы откинуть спинку кресла, установленного в стандартном положении, сидение приходится выдвигать максимально вперед, при этом необходимо оставить место для ног малыша. Поэтому в положении для сна кресло, установленное по ходу движения, имеет максимальный угол 35 градусов.

Отсутствие полного разворота сидения связано также с опасной нагрузкой на таз малыша в случае лобового столкновения. Пятиточечный ремень безопасности имеет пряжку в районе паха. При большом наклоне кресла центр тяжести смещается вниз, что опасно для здоровья ребенка. Многие модели имеют от двух до восьми вариантов наклона спинки, что помогает родителям устанавливать кресло в комфортном положении для малыша.

Появились детские автокресла с системой крепления ISOFIX. Какие у них основные преимущества и особенности эксплуатации?

ISOFIX — это европейский стандарт системы жесткого крепления детского автокресла к кузову автомобиля. Никаких ремней безопасности для фиксирования кресла уже не требуется. Оно просто вщёлкивается в специальный крепёж, интегрированный в задние сиденья автомобиля.

В Америке аналогичный стандарт называется «LATCH» и действует с 2002 г.

Для большей устойчивости некоторые модели автокресел с ISOFIX имеют дополнительные упоры в пол или ремни, фиксирующие верх спинки детского кресла через специальные проушины в багажнике.

Кроме непосредственного соединения автокресла с автомобилем, выпускаются конструкции, где сначала к автомобилю крепится некая платформа или рама, а затем уже на неё устанавливается кресло. Причем на эту раму могут поочередно крепиться автокресла группы «0+» и «1».

На сегодня с креплением ISOFIX выпускаются детские автокресла только двух групп: «0+», «1», имеющие собственные (внутренние) 5-точечные ремни.

Основным преимуществом этой системы является простая, быстрая и, при этом, правильная и надежная установка кресла в авто

Это очень важно, т.к. многочисленные исследования ДТП и результаты крэш-тестов показывают, что максимально защитить ребенка в машине в случае аварии сможет только правильно установленное детское автокресло

ISOFIX становится все более популярным стандартом. В некоторых автомобилях эта система предусматривается уже в «базовой комплектации». При снятом детском сидении крепежные элементы почти не видны и не причиняют неудобства пассажирам.

Изложим «плюсы» и «минусы» этой системы по сравнению с традиционным креплением ремнями.

Плюсы:

  • простота и легкость крепления в автомобиль. Наглядный контроль правильности установки;
  • опрокидывание, смещение или маятниковое движение сиденья для ребенка практически исключено;
  • лучшая защита в автокреслах группы «0+» при установке спиной по ходу движения.

Минусы:

  • На ребенка в кресле группы «1» (когда малыш сидит лицом по ходу движения) с ISOFIX при фронтальном (лобовом) столкновении будут действовать большие перегрузки, особенно на шейные позвонки. Это является следствием жесткого закрепления к кузову автомобиля. Ведь обычные кресла по инерции продвигаются немного вперед по направлению движения. Это происходит за счет более сильного, в момент удара, натягивания ремней, крепящих кресло к автомобилю, а также за счет растяжения самих этих ремней. Описанный процесс сопровождается частичным поглощением энергии и к ребенку приходит уже несколько ослабленный рывок.
  • Если вы захотите поставить кресло в другой автомобиль, то очень вероятно, что крепления просто не подойдут. Если в семье несколько автомобилей, если вы сменили автомобиль или решили подарить ненужное больше кресло друзьям — могут возникнуть проблемы. Тем более что не все модели автокресел с ISOFIX можно установить традиционным способом — ремнями.
  • Вес автокресла с системой ISOFIX на 20-30% выше своего аналога на ремнях.
  • Цена автокресла с системой ISOFIX в полтора-два раза выше аналога.

Необходимо особо отметить, что в странах Европы кресла с креплением типа ISOFIX рекомендуется ставить только в те модели машин, которые прошли крэш-тесты данной системой и показали хорошие результаты.

Михаил Петров,Bebe Confort.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий