Капризный ребенок

Сила направленного внимания

Но почему внимание так сильно действует?

Ответ прост: это у нас в крови. Задумайтесь о том, что прошло от силы 10 000 лет, как мы выбрались из пещер. По меркам истории нашей планеты, это полмига. Мы делим 99 процентов генетического материала с шимпанзе, хотя мне порой встречались такие люди, которые, как я уверен, разделяют с шимпанзе 99,9 процента своего генетического материала.

Отсюда следует, что с биологической точки зрения мы всего лишь безволосые обезьяны со способностью обмениваться текстовыми сообщениями. Наверное, как раз для этого у нас и развился отдельный большой палец на руке. Несмотря на все достижения цивилизации, в нашем мозгу очень многое осталось от животных. Иногда у нас очень хорошо получается обсуждать сложные темы, такие как преимущества плазменных телевизоров перед кинескопными, но под всей этой внешней болтовней скрываются мозги и сердца дикаря.

Все поведение детей направлено на тех, кто о них заботится. Если ты еще маленький и не можешь позаботиться о себе самостоятельно, то, скорее всего, в джунглях ты долго не протянешь. Тебя просто съедят.

Вы, должно быть, не раз видели подобную картину: за столом два ребенка. Один спокойно ест, а другой стучит по тарелке ложкой и разбрасывает еду. Родители суетятся над хулиганом, не замечая спокойного ребенка

Они постоянно говорят: «Не делай этого, Эмили, а то отправишься в свою комнату!» И чему же учится спокойный ребенок? Тому, что, если хочешь привлечь внимание родителей, нужно стучать по тарелке ложкой и разбрасывать еду

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети так легко перенимают дурные привычки? Потому что мы придаем слишком много внимания этим привычкам

Если обращать внимание только на плохие привычки, то тем самым плохое поведение будет только закрепляться. Другие дети захотят делать то же самое, чтобы привлечь к себе такое же внимание

Плохое поведение мы поощряем самыми разными фразами.

Вот лишь некоторые из них.

«Тарквиний, перестань!»
«Долго тебя просить, Тарквиний?»
«Сколько раз я тебе говорила!»
«Тарквиний, я тебя предупреждаю в последний раз…»
«Тарквиний, перестань мучить попугая!»
«Тарквиний…»
«Тарквиний!»
«ТАРКВИ-И-ИНИЙ!»

Обращать внимание на плохое поведение очень легко. Плохое поведение само бросается в глаза

Я часто слышу, как родители говорят: «Он словно нарочно это делает, чтобы разозлить меня!»

Естественно, дети делают это нарочно

Они не то чтобы специально собираются свести нас с ума, просто привлекают наше внимание. Может, им и хотелось бы сделать нас счастливыми, но если мы разозлимся, то сойдет и это

Это не значит, что нужно совершенно закрывать глаза на плохое поведение. Но 90% всего плохого поведения можно всецело игнорировать. Если перестать его закреплять, то оно исчезнет.

Обычно, когда я говорю это родителям, они в ответ забрасывают меня целым градом возражений в духе «да, но…». Когда люди говорят, что они пытались что-то делать, но это не сработало, обычно имеется в виду, что они пытались это делать в течение десяти минут, а потом сдались. Или иногда игнорировали нежелательное поведение, а иногда уделяли ему слишком много внимания. Я лично считаю, что если решили поступать каким-то образом, то нужно так поступать всегда. Всегда.

Маленькие безволосые шимпанзе должны понять, что, как только они начнут ворчать и капризничать, шимпанзе-мама и шимпанзе-папа отвернутся от них и уйдут прочь со всеми бананами.

Тут в дело вступает похвала.

Похвала для детей — это словно вода и солнце для растений. Похвала — это священный Грааль воспитания. Как только вы это поймете, вы сможете справиться практически с любой проблемой.

Хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Ниже я описываю несколько приемов эффективной похвалы. Под словом «эффективная» имеется в виду, что она помогает закреплять желательное поведение детей.

Причины истерик у ребенка в 2 года

Истерики у ребенка в 2 года происходят часто. Данный возраст – это пик таких бурных проявлений негативных эмоций у детей.

Первое, что вам нужно запомнить: истерики без причины у ребенка в 2 года не бывает. У каждой истерики есть свои объективные причины.

Понимая их, вы сможете легче и быстрее разобраться со сложившейся негативной ситуацией, поможете ребенку пережить это состояние и сведете к минимуму, а то и вообще предотвратите истерики в будущем.

Итак, причины:

  1. Осознание ребенком собственного бессилия;

В 2 года малыш уже способен понимать достаточно много. Он видит разнообразие возможных действий, которые доступны для взрослых и в то же время понимает, что не может воспроизвести все то, что ему хотелось бы сделать.

  1. Слабое развитие речи;

Ребенок не может выразить словами и четко сформулировать то, что он чувствует. Эта физическая неспособность приводит малыша в состояние раздражения, которое потом выливается в истерику.

Читайте статью, чтобы разобраться в этом вопрос:. Ребенок не говорит в 2 года>>>

  1. В 2 года нервная система ребенка еще не до конца развита;

Она не может справиться со всеми эмоциями, которые малыш переживает. Устраивая истерику, плача и крича, он справляется со всеми накопившимися за день чувствами и впечатлениями.

Также читайте актуальную статью: Ребенок постоянно ноет, почему и что делать с нытьем?>>>

  1. Еще одной причиной истерик в 2 года могут стать банальные физиологические потребности;

Мокрые штаны (читайте статью по теме: Когда и как отучить ребенка от памперсов?>>>), чувство голода, желание пить и тому подобное также может стать виновником истерики. Сюда же можно включить болезнь, плохое самочувствие.

  1. Большое количество впечатлений за день также может спровоцировать истерики в 2 года перед сном;

Нервная система малыша по-другому справляться в этом возрасте не умеет.

Если при этом вы еще не следите за режимом, не проводите подготовительные, успокаивающие мероприятия перед сном, тогда ребенку не остается выхода – он будет сбрасывать напряжение через крики.

Чтобы ребенок засыпал хорошо, смотрите курс по сну ребенка от 6 мес. до 4 лет Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний?>>>.

Желание привлечь внимание взрослых;

Ребенок мог обращаться к вам не один раз: спрашивать о чем то, просить что-то, но вы его попросту не слышали в силу разных причин. А если и слышали, то никак не прореагировали.

Кстати! Это наиболее частая причина истерик.

  1. С помощью истерики ребенок манипулирует вами;

Таким поведением малыш хочет во что бы то ни стало заполучить желаемое: игрушку, конфету и т.д. Либо просто настоять на своем: такая вот проверка вас на прочность, кто сильнее.

  1. Подражание ребенком поведению, окружающих его взрослых;

Если в доме постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то малыш будет копировать такое поведение. Перенимание всего, что видит и слышит ребенок — хорошее и плохое, характерно для двухлетнего возраста.

Обязательно работайте со своими эмоциями и раздражением. Подробная схема дается в курсе Мама, не кричи!>>>

  1. Чрезмерная опека родителей и постоянный контроль во всем — еще одна возможная причина истерик 2-летнего малыша.

Так он выражает свой протест и несогласие с вашей линией поведения по отношению к нему.

Научиться общаться с 2-х леткой и обходить острые моменты поведения, вы сможете на семинаре Послушание без криков и угроз>>>

Причины капризного поведения ребенка

С одной стороны, для ребенка проявление раздраженности и капризности во многих ситуациях является вполне естественным. Но если малыш слишком часто начинает плакать и хныкать из-за любого пустяка, такое положение вещей, конечно же, требует коррекции. Когда максимально остро встает вопрос о том, что делать, если ребенок капризничает, первый совет, который даст любой специалист-психолог, состоит в необходимости поиска причин такого поведения.

Возможно, если ребенок постоянно плачет, это является врожденной чертой характера. Однако это случается крайне редко. Чаще всего достаточно просто найти внешние раздражители, из-за которых ребенок все время плачет и капризничает. Обычно детские капризы обусловлены следующими факторами:

  • Плохое самочувствие и недомогание. Ребенку трудно понять, из-за чего ему может становиться плохо в чисто физиологическом плане. Усталость, ухудшение самочувствия, проблемы с пищеварением — очень частые причины капризного поведения детей. Например, если ребенок капризничает у груди, то, скорее всего, процесс питания вызывает у него вздутие или колики. Грудничку сложно объяснить, что его беспокоит. В таких ситуациях требуется только максимальное терпение со стороны матери. Не меньше терпения и заботы потребуется от родителей и в случаях недомогания более старших детей. Во время болезни и взрослые часто ведут себя своенравно, что же говорить про малышей?
  • Конфликты и психологическая напряженность в семье. Дети разных возрастов очень тонко чувствуют коммуникативный микроклимат, который складывается в отношениях взрослых. Если в семье регулярно происходят конфликты, проявляются взаимные претензии между отцом и матерью, или же дело доходит до рукоприкладства, это не может не сказаться на детской психике. Независимо от того, сколько лет ребенку, он будет очень остро переживать любые размолвки, происходящие между родителями. Сложные взаимоотношения между отцом и матерью часто являются причиной того, что ребенок стал капризным и непослушным.
  • Избалованность. Начиная с первых дней жизни, папы и мамы, тети и дяди, дедушки и бабушки стремятся всячески порадовать, побаловать, удовлетворить своего семейного любимца. Что бы он ни попросил, ему покупается и тут же подается на блюдце с голубой каемочкой. А потом взрослые удивляются, почему у них такой капризный ребенок, что делать с его постоянными претензиями? Постоянное удовлетворение любых требований малыша — это очень небезопасный путь воспитания. Очень трудно будет объяснить ребенку или подростку, почему в его жизни вдруг настает момент, когда его желание перестает быть законом для окружающих.
  • Кризис трех лет. На рубеже трехлетнего возраста даже очень послушный малыш может стать достаточно своенравным. Родители часто удивляются, почему ребенок капризничает, ведь он раньше вел себя как паинька. Дело в том, что на этом этапе у человека складывается острая необходимость утверждения своей самостоятельности. Малышу хочется все делать самому. И тут совмещается целых 2 фактора, из-за которых ребенок постоянно капризничает. Во-первых, ему многое не удается, ведь очень трудно в 3 года со всем справляться самостоятельно. А во-вторых, родители, не осознавая новой потребности малыша, продолжают все делать за него, тем самым только усиливая протест, который может выразится лишь в повышенной капризности и непослушании.
  • Личностные причины. У более старших детей уже появляются индивидуальные факторы, влияющие на их поведение. У школьника может что-то не сложиться в учебе. Он будет стесняться это прямо признать, тем самым усугубляя внутреннее напряжение. Если ребенок стал очень капризный, родителям желательно узнать, что у него происходит в те часы, когда он находится вне родительского присмотра. У подростков агрессивное и капризное поведение очень часто связано с процессами взросления и полового созревания.

Какими бы ни были причины непослушания и детских истерик, для родителей очень важно понять, как реагировать на капризы ребенка и как успокоить свое ненаглядное чадо. Нужно ли сразу прибегнуть к жесткому выговору или даже легкой порке, или же существуют другие эффективные способы того, как справиться с капризами ребенка

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом

Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
С ребенком получается договориться;
Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Особенности сна в 4 месяца и их причины

В этом возрасте малыш совершает резкий скачок как в физическом, так и в психическом развитии. Он:

  • уже умеет переворачиваться на бок, а также осваивает науку переворачивания со спины на животик и обратно;
  • делает попытки ползти;
  • начинает произносить более сложные звуки;
  • в развернутом формате осознает окружающий мир, различает и анализирует его составляющие;
  • переходит от понимания предметов к пониманию действий.

Все это, безусловно, создает нагрузку на психику, которая продолжает работать и в периоды отдыха. Именно поэтому вы можете наблюдать вздрагивание во сне у ребенка в 4 месяца, хотя раньше такого с ним не случалось. Это не конвульсии, это именно нервное перенапряжение.

Кроме того, в этом возрасте у грудничка меняется качество сна: он не «отрубается» моментально, а засыпает через стадию дремы, как это происходит у взрослых. В такие моменты крохе достаточно малейшего шороха или скрипа, чтобы проснуться. При этом, в отличие от взрослых, снова быстро заснуть после такого пробуждения ребенок пока еще не умеет. Отсюда – капризы, плач, нежелание снова укладываться и, как результат, непродолжительный беспокойный сон ребенка 4 месяцев – в том случае, если маме все же удастся усыпить чадо. Это и есть тот самый регресс, который может длиться от 2 до 6 недель. Его придется пережить, и сделать это будет проще, если подробно изучить все нюансы этого периода.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Инструкция для родителей: как справиться с капризами ребенка

В первую очередь, родители должны понять, что именно они – самая частая причина капризов. Если со здоровьем малыша все в порядке, то его каприз – ответная реакция на окружающую обстановку, поведение родителей, методы воспитания и пр. Поэтому для начала определитесь с причиной и разберитесь – почему ребенок капризничает. Далее, исходя из ситуации, научитесь реагировать на капризы правильно:

Никогда не ругайтесь и не кричите на ребенка. Читайте: Почему нельзя кричать на ребенка?

Признайте право ребенка на самостоятельность. Малыш растет, и период, когда мнение мамы – единственно верное, а каждое слово – закон, проходит очень быстро. Понятно, что вам хочется контролировать каждый шаг своего чада (чаще – из страха за него), но нужно учиться постепенно «отпускать поводок».
Если запретить что-либо ребенку не получается, то следует научиться контролировать процесс, не запрещая. То есть, дать малышу необходимую свободу и возможность проявить свою самостоятельность, но в нужный момент всегда находиться рядом, чтобы подсказать, направить и уберечь.

Второй год малыша – самый важный для его развития. Поэтому приучайте его уже с этих лет к самостоятельности – мытью рук, помощи старшим, уборке игрушек и пр. Чем раньше он станет самостоятельным, тем меньше причин у него будет избавляться от вашей опеки нытьем и капризами.

Самый лучший способ борьбы с капризами – это общение с ребенком. Через игру, через развитие, воспитание, учебу. Забудьте свой строгий тон, забудьте о своей недочитанной книжке и вспомните, что сами были ребенком. Заинтересуйте малыша новым интересным занятием, сделайте вместе дом для медведя, сыграйте в шпионов, спрячьте клад или отправьтесь в «экскурсию» с познавательным уклоном

Искреннее внимание родителей – лучшее лекарство от капризов.
Прежде чем кричать, ругаться и отмахиваться от капризного крохи, разберитесь в причинах его поведения. Есть ситуации, когда действительно лучший вариант – демонстративно пропустить каприз мимо ушей (например, когда ребенок требует сотую по счету куклу)

Но в большинстве случаев для каприза есть причина. Если кроха отказывается чистить зубы – значит, либо ему причиняет эта процедура дискомфорт, либо ему просто лень. В этом случае следует провериться у стоматолога, а саму чистку зубов превратить в веселую игру с ароматной пастой и забавной щеткой. Можно поставить специальные песочные часы, и чистить зубки, пока песок не кончится.
Лучший метод против капризов  — приучение ребенка к правильному распорядку дня с самого младенчества. Малыш, который хорошо чувствует свой режим дня, всегда более спокоен и собран — это подтверждают педиатры, педагоги и детские психологи. Только приучение к правильному режиму не должно превращаться в муштру, это необходимо делать настойчиво, но очень мягко и ненавязчиво.

Если ребенок упрямится и капризничает, категорически не желая чего-либо делать, не терроризируйте его. Ищите компромисс. Конечно, это не значит, что нужно под ребенка подстраиваться и позволять все, что ему придет в голову (иногда это может быть просто опасно, во всем нужна мера). Но не заставляйте его чувствовать себя подчиненным – малышу нужна любовь, а не диктат. Не хочет убирать игрушки? Предложите убраться вместе, чтобы потом вы почитали ему перед сном новую интересную сказку. Не хочет мыться? Напустите в ванную пены, купите заводной кораблик и устройте «водные бои».

Спокойствие вашего малыша зависит только от вас. Научитесь его слушать и слышать, и все само встанет на свои места.

Как научить ребенка ждать: маршмеллоу-тест

Научить детей ждать очень трудно, но необычайно полезно: умение ждать — не просто навык, а краеугольный камень воспитания эмоциональной устойчивости. Ребенок начинает понимать, что взрослый не может все время быть рядом и тут же выполнять любые его желания.

Американский ученый Уолтер Мишел считает, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают такую возможность. В ходе экспериментов Мишела, которые позже получили название «зефирных» или маршмеллоу-тестов, четырехлетнему ребенку предлагали зефир и выбор: съесть одну штуку сразу или подождать, пока вернется экспериментатор, и получить две.

Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 1960–1970-е годы, только треть продержалась 15 минут до прихода ученого. Большинство вытерпели лишь 30 секунд, а некоторые хватали зефир еще до того, как экспериментатор успевал договорить.

В середине 1980-х Мишел сравнил, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети уже в подростковом возрасте. Оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными, рассудительными, волевыми, уверенными в себе. Еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению своих целей. Они же были более успешны в учебе, лучше формулировали свои мысли, логически рассуждали.

Получается, пауза имеет огромное значение для формирования эмоциональной устойчивости: у ребенка появляется базовая уверенность, что любая проблема будет решена, пусть и не сразу, что он будет услышан, что все будет хорошо. Эта уверенность, полученная в раннем детстве, помогает ему и потом терпеть и ждать.

Эмоционально устойчивый человек — как ванька-встанька: у него внутри есть что-то, что не позволяет ему упасть, и он каждый раз поднимается

Это важное качество складывается, «выплавляется» из индивидуальных особенностей ребенка и опыта общения с мамой и другими близкими взрослыми

Воспитание ребенка

Сконцентрировать внимание стоит на капризах, которые явились следствием неправильного воспитания, потому что они занимают большую часть от остальных, выражающих состояние дискомфорта и естественных нужд. Что делать для того, чтобы избавиться от них?. Если ребенок постоянно плачем привлекает внимание родителей, которые только в этом случае начинают предпринимать какие-то меры для удовлетворения его желаний, то формируется привычка

Она со временем закрепляется и превращается в черту характера взрослеющего человека. Про него начинают говорить, что он очень капризный

Если ребенок постоянно плачем привлекает внимание родителей, которые только в этом случае начинают предпринимать какие-то меры для удовлетворения его желаний, то формируется привычка. Она со временем закрепляется и превращается в черту характера взрослеющего человека

Про него начинают говорить, что он очень капризный.

Дети младшего возраста обычно хотят заполучить что-то, что давать в руки им нельзя из-за опасности самого предмета или возможности его повреждения. Словесные запреты ими не воспринимаются, а когда мама или папа убирают это из поля зрения, начинается настоящая истерика со слезами. В 1 год это еще можно отнести к неосознанным негативным проявлениям. Но чем старше становится малыш, тем больше его действия и капризы приобретают преднамеренный характер, они становятся средством достижения желаемой цели.

Кстати, очень многие проявления нервозности, вроде кидания игрушек, топанья ногами, лежания на полу, на самом деле являются полноценными осознанными действиями для того, чтобы оказать давление на взрослого.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений

Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий