Возрастные кризисы психического развития у детей

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.

Как помочь себе

Кризис первого года жизни – первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко. Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек. Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.

  • Поддерживайте баланс сил – отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
  • Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.
  • Позвольте себе ошибаться. Растить детей трудно, этому нигде не учат, вы имеете право не знать, не уметь, уставать, поступать неправильно.

Сложные периоды – это всегда шаг вперед, после выхода из кризиса карапуз станет более сознательным, интересным, он будет учиться бегать, разговаривать. Совсем скоро с ним можно будет шутить и полноценно общаться, приобщать его к своим интересам, вести более насыщенную жизнь, приобщать малыша к семейным традициям и вместе создавать новые. Пройдя первый кризис вместе в малышом, оставаясь ему другом, поддержкой, вы заложите фундамент счастливой жизни для вашего ребенка и ваших с ним гармоничных отношений.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Особенности поведения детей

Все переходные этапы развития ребенка характеризуются сменой поведения. Временной промежуток краткий, но бурный. Любимое чадо перестает реагировать на привычные методы наказания или поощрения, становится непослушным, неуправляемым. Чем старше ребенок, тем труднее находить с ним общий язык, и больше терпения нужно родителям.

Кризис новорожденности

Рождение малыша является началом первого детского кризиса. Два месяца ребенок привыкает к новой среде обитания вне организма мамы. Он учится самостоятельно дышать, питаться, двигаться, налаживает первые контакты с родителями. Кроха начинает улыбаться, плакать, реагировать на родителей. Длится данный период с начала потери веса и до его полного восстановления.

Кризис младенчества

После первого кризисного этапа начинается период младенчества. Малыш изучает окружающий мир, постепенно учится сидеть, самостоятельно топает по дорожкам, пробует на вкус все найденные предметы. Идет интеллектуальное развитие младенца.

Появление первых запретов воспринимается им с недовольством. Ребенок начинает кидать игрушки, затевать истерику, пробует манипулировать взрослыми. При появлении первых признаков самостоятельности он переступает порог младенчества. Переходный этап, называемый кризисом первого года жизни, длится от 9 месяцев до 1,5 лет.

Раннего детства

От 1 до 3 лет длится период раннего детства. Малыш учится говорить предложениями, выражая свои мысли, решать простейшие задачи на основании имеющихся знаний и умений. Оканчивается данный период в трехлетнем возрасте кризисом раннего детства. В прошлом веке его называли «Я сам».

Кризис двух лет

Современные дети развиваются намного быстрее своих сверстников тех лет. Сегодня переломный момент «Я сам» соответствует более раннему возрасту. Уже в 2 года дети стараются делать все самостоятельно. Любое предложение помощи встречается отрицанием, гневом. Малыш становится капризным, часто устраивает истерики. Данный этап нередко плавно переходит в следующий переломный этап.

Кризис трех лет

Трехлетка ощущает себя взрослым и считает, что если родители пытаются помочь, значит, не доверяют ему. Маленький человечек проявляет признаки своеволия, упрямства, деспотизма. У малыша может развиться негативное отношение к взрослым людям. Этот период закладывает основы будущей личности. От поведения родителей зависит, вырастет ли их ребенок уверенным в себе, волевым человеком или будет слабохарактерным существом с кучей комплексов.

Семилетний кризис

Осознание того, что он станет школьником, накладывает свой отпечаток на психику ребенка и становится началом кризиса в 7 лет. Появляется логичность в поступках и словах. Длится он несколько месяцев, до вливания в школьный коллектив. В это время нередки смены настроения, капризы. Будущий школьник демонстрирует свою взрослость, индивидуальность, независимость.

Приобретая новый социальный статус, он сталкивается с множеством перемен. Иной распорядок дня, новые обязанности и требования вносят свои коррективы в поведение школьника.

Подростковый

Если ранее послушный ребенок проявляет грубость и цинизм, не делится секретами, дерзит, значит, наступил кризис подросткового возраста. Он стремится сам решать вопросы, высказывать свое мнение, совершать поступки по собственному желанию

Подросток начинает уделять чрезмерное внимание своей внешности. Отмечается эмоциональная неустойчивость, вызванная гормональными перестройками детского организма

Течение кризисного периода юношеского возраста имеет мягкий характер. Это время окончания школы и вступления во взрослую жизнь. Психологи характеризуют его, как этап становления личности человека. Находясь на пороге совершеннолетия, молодые люди размышляют о жизни, пытаясь найти свой путь. Ответственность за выбор вызывает тревожность, страх.

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать

Кризис новорожденности (от 0 до 1 года)

Кризис новорожденности проходят абсолютно все дети. Начинается он в момент рождения. Главным образом, это связано со сменой среды. Из теплого темного маминого живота ребенок оказывается в незнакомом мире. Дыхание, питание, все происходит не так, как он привык делать до появления на свет.

Период адаптации длится до двух месяцев.

Сложно со стопроцентной уверенностью сказать, что происходит в голове у ребенка в этом возрасте. Однако, задача родителей не только обеспечить всем необходимым для жизни, но и давать положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать, что его ждали. Родители рады его приходу в этот свет. Равнодушие или негатив уже в таком малом возрасте могут заложить неправильные установки и комплексы.

Кризис младенчества (1-2 года)

К году-полутора почти все дети уже активно ходят, пытаются произносить звуки и даже слова. Это означает, что их возможности познавать мир обширны. Но в этот же период дети познают и всевозможные родительские “нельзя”. Различные ограничения становятся причиной недовольства, агрессии или истерики. Несовпадение детского “хочу” и родительского “надо” приводят к обидам и слезам.

Основная проблема заключается в неспособности ребенка прямо объяснить свои желания и намерения, а родителей — их понять. Ребенок не может полноценно говорить, поэтому заменяет слова доступными ему способами изъяснения — слезы, кидание игрушек, катание по полу и тд. Именно такие действия родители болезненно воспринимают, считая, что с их малышом что-то не так. Все так. Просто, за невозможностью сказать словами, в ход идут действия.

Задача родителей проявлять терпение

Если не получается объяснить ребенку, почему нельзя делать определенные вещи, то нужно постараться переключить его внимание на что-то другое

В этот период важно установить четкий лимит “нельзя” и неукоснительно ему следовать. При этом запретов не должно быть слишком много

Нужна золотая середина. Нельзя все запрещать, равно как и нельзя все разрешать.

Установив рамки, нужно не забывать поощрять стремления ребенка к самостоятельности. Сам поел, сам попытался надеть или снять одежду, помог маме со стиркой. Любые действия, копирование поведения взрослых должны восприниматься родителями позитивно.

Кризис раннего детства (3-4 года)

Первый серьезный возрастной кризис у детей выпадает на возраст 3 года. Связан он с тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Эта личность хочет доказать всем, что она сама по себе. Дети меняют свое поведение на столько, что готовы отказаться даже от любимых занятий. В это же время начинается проверка взрослых на прочность. Дети целенаправленно ищут границы родительского терпения.  

Признаки

  • ребенок отказывается выполнять любые просьбы взрослых;
  • ребенок стремится все делать сам любыми способами;
  • происходит изменение сложившегося ранее режима;
  • под сомнение ставится авторитетность взрослых;
  • частые протесты, истерики и бунты по незначительным поводам.

В этот период характерны фантазии и вымысел для избежания наказания. Ребенок обвиняет игрушки или домового, что они съели конфеты. Родители часто воспринимают это за попытки врать.

Для кризиса трех лет характерно проявление агрессии к окружающим предметам, людям и животным.

Сложность кризиса раннего детства для ребенка заключается в том, что он сам не всегда знает, что именно хочет. 

Родителям необходимо проявить максимальное терпение. Попытки насильно подавить все признаки кризиса приведут к психологическим травмам. Вместо насилия лучше проявить хитрость и смекалку.

Часто самый эффективный метод добиться желаемого — идти от обратного. Ребенок отказывается есть, нужно предложить ему сегодня ни в коем случае не обедать. Стремясь сделать наперекор, он тут же схватится за ложку.

Одно из желаний ребенка во время кризиса раннего возраста быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы с его мнением считались. Именно к этому должны стремиться родители. Они должны показать, что они не просто готовы выслушать мнение ребенка, но и последовать ему. Естественно, в разумных пределах.

Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Это касается и права выбора, и конкретных действий

Если он хочет одеваться сам, пусть одевается. От родителей требуется лишь рассчитать время, чтобы никуда не опоздать.

Кризис трех лет считается наиболее важным для ребенка, т.к. начинается формирование личности. От того, как родители проявят себя в этот период, во многом зависит, что это будет за личность.

Еще советы

Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.


Обучение первым навыкам

Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!


НЕ НАДО кричать на ребенка! Найдите другой способ объяснить ему, как правильно

Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Мне нравитсяНе нравится

Как определить и преодолеть возрастной кризис

Каждый кризис характеризуется депрессией, желанием изменить текущий жизненный уклад, внешними изменениями, а также стремлением к изучению нового.

Признаки возрастного кризиса у взрослого человека:

  • депрессия;
  • подавленное состояние;
  • неадекватное поведение;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • изменения во внешности;
  • неудовлетворенность работой, учебой;
  • желание изучать новые сферы;
  • желание бросить хорошую работу.

По мнению психологов, самое главное — это осознание кризиса. Его преодоление является важнейшей частью жизни и его итоги могут быть либо позитивными, либо негативными. К позитивным можно отнести материальное и личностное становление, гармонию в семье и гармонию внутри личности. К негативным можно отнести развал привычного уклада — уход из семьи, потерю работы, стресс и пристрастие к вредным привычкам.

Преодоление возрастных кризисов

Кризис Рекомендации
Кризис 1 года Родители должны максимально развивать ребенка, чтобы он проявлял свою самостоятельность.
Кризис 3 лет Родителям необходимо создать условия, при которых ребенок развивается самостоятельно, не нужно корректировать и ущемлять его поведение.
Кризис 7 лет Следует пересмотреть запреты и ограничения, чтобы дать ребенку больше свободы. Нужно создать уважительное отношение к ребенку. Его рассуждения и мнения должны учитываться. При этом необходимо сформировать позитивную атмосферу и меньше заставлять его что-то делать.
Кризис 11 лет Родители должны поддержать и организовать деятельность ребенка, чтобы сформировать положительный психологический климат, а также уважать личность ребенка.
Пубертатный период Тяжелый период для ребенка и его родителей. Чтобы преодолеть его максимально быстро и спокойно родителям необходимо создать атмосферу доверия в семье, поддерживать ребенка в его начинаниях и в увлечениях.
Юношеский кризис (17-22 года) Родителям и близким необходимо помочь в правильном выборе будущей профессии. Также необходимо доверять и поддерживать юного взрослого.
Кризис 30 лет Одним из главных лекарств в период возрастного кризиса становится физическая нагрузка. Занятия спортом, туристические и спортивные походы не только благотворно влияют на внешность и здоровье, но и приносят удовлетворение. Также спасением может стать самообразование, где новые навыки помогут самореализоваться и увеличить доходы.
Кризис среднего возраста (40-45 лет) Путешествия, смена обстановки, проведение времени с семьей помогут преодолеть кризис и будут скреплять отношения. Поддержание внешности и себя в тонусе станет одним из этапов преодоления критической точки.
Кризис пятидесятилетия Смена обстановки, занятия любимым делом могут отвлечь от тяжелой работы и стать альтернативой жизненного пути. Есть примеры, когда хобби становилось основным видом деятельности. Например, бухгалтер, который обожал печь торты, после 20 лет работы в финансах стал кондитером. Даже несмотря на финансовые трудности он чувствует себя более удовлетворенным.

Советские психологи о возрастных кризисах

Понятие возрастного кризиса впервые ввел в советскую психологию Лев Семенович Выгодский. Он описал возрастной кризис, как период, возникающий на стыке стабильных временных периодов ребенка, когда появляются психологические новообразования внутри него, влияющие на его поведение впоследствии. Позже ученые по-разному определяли и разделяли кризисы человека. Однако в одном они сходятся: возрастные кризисы делятся на детские и взрослые.

Мнение Выгодского

В своих работах Лев Семенович выделял стабильные и критические периоды развития ребенка. Опираясь на философскую мысль, ученый считал, что вся жизнь человека чередуется скачками стабильных и кризисных периодов. Динамика периодов, скачки и сдвиги приводят к становлению ребенка. Психолог выделял несколько кризисных периодов:

  1. Кризис новорожденности появляется в момент рождения человека и отделяет его от эмбрионального периода.
  2. Кризис 1 года — переход от младенчества к раннему детству.
  3. Точка в 3 года отделяет младенчество от детства.
  4. Кризис 7 лет — переход от детства к школьному возрасту.
  5. Пубертатный период в 13 лет.

Периоды кризиса не являются негативным проявлением, по мнению Выгодского, это движущая сила, которая приводит к личностному росту, эволюции личности и переходу к новому восприятию себя и мира.

Мнение Божович

Лидия Ильинична Божович, являющаяся ученицей Выгодского, делала упор на развитие личности в период возрастных кризисов. Она ввела понятия «социальная ситуация развития» и «новообразования». По ее мнению, новообразования являются движущей силой развития личности в каждом возрастном периоде. У ребенка появляется интерес к новому, появляются потребности в уникальных, до этого не появляющихся, услугах, товарах и желаниях. Это обусловливает взаимоотношения ребенка с окружающим миром, семьей и социумом.

Родители ребенка могут не разделять возникающие потребности, что ведет к противоречиям и кризисам в отношениях с социумом. В целом, Лидия Ильинична была согласна со своим учителем во временной градации кризисов человека.

Мнение Эльконина

Еще один советский психолог Даниил Борисович Эльконин на основе трудов по психологии своих предшественников делает заключение о двух системах детского развития:

  1. Ребенок — общественный предмет. Здесь происходит развитие умственных и операционных способностей ребенка. Период характеризуется деятельностью только в этой системе.
  2. Ребенок — общественный взрослый. Эта система характеризуется мотивационной и потребительской составляющими.

Даниил Борисович выделил три периода детских кризисов: младенчество, детский период и подростковый возраст. Каждый год или возраст ребенка характеризуется своими социальными признаками, развитием и деятельностью. Каждый временной период — это эпоха развития, кризисы между эпохами развития называют большими, малыми называют кризисы между периодами.

Эльконин отмечает, что развитие ребенка происходит с запозданием одной из систем. При этом вторая система в следующий период становится главной движущей силой для гармоничного развития. Если расхождение между двумя системами достигает больших размеров, появляется кризис.

Причины «трудного характера»

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Совет

Ищите специализированную помощь, первый шаг к решению ситуации — принять, что у вас есть проблема, читайте о зависимостях, вы можете начать с чтения, проконсультироваться с группой, специализирующейся на зависимостях, есть также группы помощи в где поддержка предоставляется бесплатно, доверие, вы не одиноки и позволяете себе помогать.

Сложные периоды по годам и пути их решения

На каждом этапе развития взаимоотношений в семье случаются сложные периоды, к которым нужно подготовиться заранее. Острые кризисы семейных отношений разделяются по годам и зависят от стажа совместного проживания. Начинается все уже на протяжении первого года после заключения брака.

Кризис первого года совместной жизни

Первый кризис в браке настигает молодоженов уже спустя несколько месяцев после свадьбы. Супруги осознают себя в новой роли и при более тесном взаимодействии начинают сталкиваться с несоответствием реальности их подсознательным ожиданиям. Кризисы отношений начинаются до брака в тех случаях, если партнеры практиковали совместное проживание.

Главная причина проблем в отношениях на начальном этапе — перестройка, психологическая адаптация к новой социальной роли. Супруги учатся выстраивать взаимоотношения на новом уровне ответственности. В период влюбленности партнеры склонны идеализировать друг друга, представлять себя только с лучшей стороны. В результате в ЗАГС отправляются люди, которые совершенно не знают свою вторую половинку.

Кризис на протяжении первого года брака максимально результативен и определяет качество отношений в будущем. Совместное проживание вскрывает все недостатки партнеров, постепенно наступает разочарование и принятие. Это естественный процесс знакомства, перестройки и вживления в новую роль. Даже без вмешательства проблемный период заканчивается, и в семье устанавливается гармоничная атмосфера.

Семья — это двое: учимся работать в паре

Думая, что делать при обнаружении признаков напряжения в браке, первым делом нужно осознать наличие проблемы. Игнорирование играет против семьи, потому что крадет драгоценное время. Все кризисы успешно преодолеваются при таких условиях:

  • проблема вовремя диагностирована;
  • оба партнера заинтересованы в отношениях;
  • семья совместно трудится для восстановления гармонии.

Если затягивать с решением проблемы, она может привести к разрыву. В таком случае спасти брак сможет только долгосрочная семейная психотерапия. Зная, как вместе пережить семейный кризис без потерь, можно избежать этих последствий.

Кризис трех лет семейной жизни: в чем опасность

Самым опасным считается кризис, наступающий примерно после трех лет совместной жизни. Согласно статистике, именно на этот цикл развития семьи приходится большая часть разводов. Особенности этого переломного момента:

  • создается ощущение, что отношения зашли в тупик и исчерпали себя;
  • супруги успевают хорошо узнать слабые стороны друг друга и принять этот факт;
  • из отношений исчезают элементы влюбленности и страсти.

Семейный кризис 5 лет

Кризис после 5 лет в браке менее разрушительный. Пары, пережившие предыдущие этапы становления семейного счастья, уже имеют определенный опыт преодоления таких проблем. После пяти лет совместной жизни во многих семьях появляется второй ребенок, нарастают обязательства, происходит перераспределение ролей. Супруги уже успели привыкнуть друг к другу, наступает период рутины и скуки, отношения становятся монотонными. Как преодолеть кризис семейной жизни 5 лет:

  • находить минутки друг для друга;
  • вернуться к романтике;
  • больше времени уделять хобби и личному развитию.

По сути, происходит угасание чувств, поэтому необходимо трудиться над восстановлением страсти в отношениях.

Кризис в семейных отношениях после 7 лет

Спустя 7 лет семью поджидает серьезная встряска. Этот переломный момент может затянуться на долгие месяцы, если супруги останутся безучастны к ситуации во взаимоотношениях. К этому времени у супругов налаживается быт, дети становятся более самостоятельными и начинают активный процесс социализации. Но это не позволяет супругам больше времени уделять друг другу, а наоборот, отдаляет их.

Сложный период семейных отношений после 10 лет

Наиболее остро десятилетний переломный момент переживают пары, которые не извлекли уроков из предыдущих этапов развития. Также существует повышенный риск разрыва взаимоотношений в результате сильного эмоционального охлаждения. Все зависит от того, какие антикризисные шаги будут предприняты. Но не стоит совершать импульсивных поступков. Особенность этого периода развития заключается в том, что многие пары решаются на развод, временный разъезд или же просто начинают жить как соседи.

Сложность этапа заключается в том, что он усугубляется личностным кризисом каждого из супругов. К этому периоду мужчины и женщины сталкиваются с первым возрастным кризисом, подведением итогов и переоценкой ценностей. На это нужны силы, время и терпение. Помочь пережить ситуацию поможет отвлечение от проблем и осознание происходящих процессов.

Популярные посты

С чем связан кризис двух лет у ребенка

Основными причинами появления такого периода считается следующее:

  • В 2 года кроха уже многое умеет, он пытается активно изучать все вокруг себя и хочет это делать самостоятельно. Поэтому таким поведением он пытается отстаивать свои права.
  • Еще причиной частой истерики выступают запреты: малыш хочет что-то взять или сделать, а ему не дают, и он проявляет ответную реакцию.
  • В 2 года детки еще не очень хорошо говорят и не могут четко сказать о своих потребностях и желаниях. Часто родители попросту не понимают, что малыш хочет, что приводит к очередной истерике.

А если я не боюсь, но просто мне некомфортно без телефона — это уже номофобия?

Как грамотно открыть для малыша новый мир и подобрать нужный ключик к двери его сознания

Естественно, что ребенок не может открыть для себя мир сразу и целиком. Получив на 8-й неделе серьезный толчок, он еще долго будет познавать самые разные сферы жизни. Что именно из них привлечет его больше, зависит от индивидуальных предпочтений. А вот то чтобы остальное не оставалось за кадром — полностью в руках родителей, которые должны заботиться о всестороннем развитии малыша. 

Как помочь, не навредив?

При этом важно не перегнуть палку и не «загубить» какой-либо талан еще в младенчестве. Итак, что должны делать родители, чтобы помочь малышу развиваться, и при этом не перейти тонкую грань «навредить»?

  1. Обязательно хвалите ребенка и не думайте, что он на данном этапе этого не понимает. Он не только понимает, но и получает от этого удовольствие. Каждое новое движение, каждый, пусть и маленький, шажок в развитии не должен оставаться незамеченным со стороны мамы. 
  2. Помогайте малышу открывать новое. Но старайтесь при этом учитывать его интересы. 
  3. Ни в коем случае не занимаетесь через силу. Если ребенок отводит взгляд — значит на данные момент для него действительно хватит информации и пора сделать перерыв.
  4. Дате малышу возможность пробовать что-то самостоятельно. Помните — все всего лишь его сопровождаете и подсказываете, а «вести» все же должен именно он!

Как помочь увидеть окружающий мир

Первое, с чего малыш начинает познание мира — это игрушки. Возьмите одну и покажите ему на разных расстояниях, с разных сторон, подвигаете разными частями его тела

И помните, что кто-то долго задерживает внимание на одной, кто-то быстро теряет интерес и готов переключить на другую. 

В возрасте 8 недель ребенка можно начинать знакомить с окружающим миром — носить с собой по квартире, на улице вынимать из коляски, «демонстрировать» полки в магазине и многое другое. Он непременно проявит интерес и заинтересуется тем, что находится за пределами кроватки.

После второго скачка малышу начинает надоедать «однотонное» окружение. Ему интересны новые лица, новые люди, новые предметы… Самое время приглашать гостей, для того чтобы познакомиться с маленьким членом общества!

Как помочь понять себя

Преодолев 8-недельный скачок развития, ребенок начинает иначе видеть не только окружающий мир, но и себя самого. Он подолгу, а иногда и довольно быстро, рассматривает ручки и ножки. Не в коем случае нельзя отвлекать его от этого занятия. А вот показать, что руками можно что-то хватать — можно и даже нужно!

Как помочь услышать

В этом возрасте с ребенком важно, очень важно! разговаривать. О чем — не суть

Можно рассказывать сказки или просто описывать словами что вы делаете. Главное — чтобы звучал голос. Некоторые мамы делают это эпизодически и жалуются, что малыш не отвечает и не реагирует. На самом деле, он просто может быть не в настроении. Можно давать малышу послушать не только обычные голоса, но и классическую музыку, шум ветра, пение птиц и прочие успокаивающие мелодии.

И, конечно же, незамедлительно нужно реагировать на то, что произносит сам ребенок. Только так он поймет что его голос действительно важен!

Как помочь развиваться физически

На этом этапе главное — научить малыша подтягиваться и с вашей помощью принимать положения сидя и стоя. Главное при этом помнить, что уже с рождения у всех разный «уровень физической подготовки» и не стоит требовать от маленького человека то, чего могут другие. Ведь он не такой как все!

Как не загубить талант

Талантливые и одаренные дети, как правило, все схватывают довольно быстро и любые занятия становятся для них скучными и неинтересными

Крайне важно не пропустить этот момент за капризами и собственной усталостью — ведь «недогрузки» не менее опасны в плане развития чем «перегрузки».. Вот, наконец, проходит 8-я неделя, малыш вновь становится веселым, но при этом уже совсем другим! Маме остается только смириться с тем, что он непрерывно растет и развивается и «подстроиться» под него нового.

Вот, наконец, проходит 8-я неделя, малыш вновь становится веселым, но при этом уже совсем другим! Маме остается только смириться с тем, что он непрерывно растет и развивается и «подстроиться» под него нового.

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Признаки кризиса одного года у ребенка

  • Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
  • Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
  • Болезненное стремление к самостоятельности.
  • Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
  • Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий