Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение

Постоянные признаки глагола

Рассмотрим постоянные признаки глагола более подробно.

Вид глагола.
Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида означают законченность действия и отвечают на вопрос что сделать?
Например, приплыть (что сделать?).

Глаголы несовершенного вида обозначают действия, которые совершаются на данный момент, и отвечают на вопрос что делает?
Например, плавать (что делать?).

Переходность глагола.
Выделяют глаголы переходные и непереходные.

Переходными называют глаголы, которые могут сочетаться с именами существительными в винительном падеже без предлогов. Например, найти (кого?) человека, вынести (что?) мусор.

Соответственно, непереходными называются глаголы, которые сочетаются с существительным в винительном падеже только с помощью предлогов. Например, идти в
школу.

Возвратность глагола.
Глаголам также характерен признак возвратности/невозвратности.

Возвратными являются все глаголы с постфиксом -ся.

Например, умыться, собраться, учиться.
Все возвратные глаголы являются непереходными.

В свою очередь, все глаголы без постфикса -ся

являются невозвратными. Например, собрать, умыть, купить, читать, листать.
Они могут быть как переходными (читать)
, так и непереходными (стоять).

Типы спряжений глаголов.
Выделяют всего 2 типа спряжений глаголов: 1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов можно определить двумя способами:

  1. по личным окончаниям глаголов;
  2. по суффиксу начальной формы глаголов (в случае, если окончание безударное).

Чтобы определить спряжение глагола нужно его просклонять по лицам и числам.

Глаголы 1 спряжения должны иметь окончания -у(-ю)/-ем; -ешь/-ете; -ет/-ут (-ют).

Например, расту, растем; растешь, растете; растет, растут.

Глаголы 2 спряжения имеют окончания -у (-ю)/-им; -ишь/-ите; -ит/-ат (-ят).

Например, учу, учим; учишь, учите; учит, учат.

Таким образом, глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки. Вид, переходность, возвратность и типы спряжений глагола являются его постоянными признаками, которые остаются неизменными в любом контексте.

У глагола, как и у любой , существуют признаки, по которым производится его характеристика. Они представляют собой грамматические категории, которые присущи глагольным формам. Рассмотрим постоянные и непостоянные признаки глагола, изучаемые в рамках школьной учебной программы.

Под глаголом понимается языковая словесная категория с присущими ей синтаксическими и морфологическими свойствами, которая обозначает состояние или действия рассматриваемого предмета. Часть речи отвечает на вопросы «что делать», «что сделать».

При изучении в обязательном порядке рассматриваются формы:

  • Начальная. Встречается под названием неопределенной. Иное наименование – инфинитив. Оканчиваются на –чь, —ть, -ти. Перечисленные окончания относятся к формообразующим суффиксам. В рамках школьной программы их часто рассматривают как окончания. Примеры: беречь, нести, катать. Для неопределенной глагольной формы характерно называние действия или состояния. Нет указания на конкретное лицо, время или число. Подобные особенности позволяют отнести ее к разряду неизменяемой. Главная черта, выделяющая инфинитив среди прочих категорий, — наличие постоянных свойств.
  • Личная. К данной категории относятся все существующие категории, отличные от инфинитива. Имеют личные окончания.
  • Деепричастная. Некоторые ученые относят деепричастия к отдельной части речи.
  • Причастная. В некоторых программах ее аналогично деепричастию выделяют как отдельную часть речи.

Знания о том, какие морфологические признаки имеет глагол, учеником получаются на уроках русского языка. Именно 5 класс в общеобразовательной средней школе принято считать оптимальным периодом для освоения основ морфологии.

В рамках учебной программы 5 класса ученик получает базовые знания о постоянных и непостоянных признака глагола. Также им приобретаются практические навыки по разбору слова как части речи.

Доскональное владение основами правописания в русском языке невозможно без знания морфологических свойств, характеризующих как часть речи глагол.

Существует следующая классификация:

  • Постоянные морфологические признаки. Отличительная особенность – не поддаются видоизменению вне зависимости от присутствия иных частей речи или прочих факторов влияния.
  • Непостоянные морфологические признаки глагола. В отдельных литературных источниках встречаются под названием изменяемых. Отмечаются способностью меняться в зависимости от общего смысла предложения или отдельной фразы.

Способы крепления унитаза

В зависимости от типа приобретенного вами унитаза крепление его может быть выполнено двумя способами: открытым и закрытым. При закрытом креплении болты размещены внутри конструкции, при открытом болты крепятся на подножии унитаза. Рассмотрим оба метода подробно.

Открытый способ монтажа

Открытый способ считается простым и надежным, однако по эстетическим характеристикам он уступает закрытому тем, что крепления расположены на виду. Однако сил и времени открытый метод установки отбирает меньше.

Открытый способ монтажа унитаза

Для того чтобы приступить к установке, выберите место и поставьте унитаз так, как он должен быть расположен в дальнейшем. С помощью карандаша нанесите отметки в тех местах, где необходимо будет просверлить отверстия для крепежа.

Внимание. При разметке держите карандаш строго вертикально, иначе это может привести к смещению и несовпадению отверстий с местами крепления

Нарисуйте карандашом контур основания унитаза. На месте для отверстий сначала необходимо процарапать глазурь на кафеле керном, иначе сверло будет скользить по гладкой поверхности кафеля. После чего сверлом по стеклу делают отверстие в кафеле, а после перфоратором высверливают необходимую глубину сверлом по бетону.

Отверстия тщательно очищают от пыли заполняют силиконовым герметиком, в который вставляют дюбели. Герметик послужит не только креплением, но и выполнит роль гидроизоляции. Перед тем как установить унитаз, следует нанести полосу силиконового герметика и вдоль прочерченного контура. Это предотвратит попадание влаги под основание унитаза.

Разметка пола перед установкой унитаза

Последним этапом является установка крепежных втулок и затягивание болтов

Следует делать это осторожно, чрезмерная затяжка может повредить унитаз и способствовать образованию трещин. Чтобы не переусердствовать по мере затяжки болтов проверяйте, насколько прочно стоит унитаз

Места крепления закрываются специальными заглушками, продающимися в комплекте с креплениями. Это позволяет сгладить визуальные недостатки наружных креплений. В конце работы излишки силикона необходимо убрать резиновым шпателем.

Закрытый способ

Если вы хотите установить унитаз таким образом, чтобы креплений не было видно, то следует при покупке уточнить, подходит ли для этого выбранная модель. Установка проводится аналогично открытой. Унитаз устанавливают на место, наносят на плитку контур карандашом и переносят метки для отверстий.

Схема установки унитаза закрытым методом

Первым устанавливают жесткое крепление. Для этого в кафеле уже известным нам способом просверливаются отверстия, заполняются силиконом и устанавливаются дюбели, на которые и крепится соединительная конструкция. После чего на нее ставится унитаз и закрепляется с помощью болтов через имеющиеся сбоку отверстия.

Совет. Мастера советуют не закручивать болты до упора, пока не будет отрегулировано соединение унитаза с подачей воды и отводящими канализационными трубами.

Стоит упомянуть и о случаях, когда сверлить кафель для установки унитаза нельзя. Причины могут быть разные, к примеру, система подогрева пола. установленная под кафелем. В этом случае унитаз чаще всего просто приклеивают к кафельной поверхности на специальный клей, жидкие гвозди или применяют для крепления эпоксидную смолу. В этом случае кафель и нижнее основание унитаза необходимо предварительно подготовить, ведь гладкие поверхности имеют малое сцепление. Для придания шероховатости склеиваемые основания нужно обработать наждачной бумагой.

К какому врачу обратиться?

Диагностикой и лечением большого пальца на ноге занимается врач травматолог. Специалист проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз.

При необходимости назначает дополнительные диагностические мероприятия:

Название

Описание

Рентген Обследование выполняется в двух проекциях, чтобы определить травму большого пальца, перелом и его точное местоположение.
Компьютерная томография (КТ) Диагностический метод, который позволяет получить максимально точное изображение костных структур. Проводится в случае неэффективности рентгена.

По полученным результатам диагностики врач подбирает максимально эффективное лечение и дает определенные рекомендации на период реабилитации.

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть — читаj-ут (читают), зва-ть — зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся — садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют — колоть, полют — полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать — читаj-ут (читают).

2-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ — жалеj-ут (жалеют).

3-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать — советуj-ут (советуют), горева-ть — горюj-ут (горюют).

4-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть — прыгн-ут.

5-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть — мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов.

Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Безличные глаголы

Безличные глаголы — это глаголы, которые называют действия или состояния, происходящие как бы сами по себе, без участия деятеля. Например: знобить, тошнить, нездоровиться, светать, рассветать, холодать, вечереть, смеркаться и др. Такие глаголы обозначают состояния человека или природы.

Они не изменяются по лицам и не сочетаются с личными местоимениями, но употребляются в качестве сказуемых в безличных предложениях, и подлежащее при них невозможно.

Безличные глаголы имеют только форму инфинитива (светать, знобить), форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа (светает, знобит), и форму среднего рода единственного числа (светало, знобило).

Группа безличных глаголов пополняется за счёт личных глаголов путём присоединения к ним постфикса -ся: не читается, не спится, не верится, легко дышится, живётся и т. д.

Довольно часто личные глаголы употребляются в значении безличных. Ср.: Сирень пахнет (личный глагол) хорошo и Пахнет (личный глагол в безличном значении) сеном над лугами (А. Майков); Ветер клонит деревья к земле и Меня клонит ко сну; Вдали что-то темнеет и Зимой рано темнеет.

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

План разбора имени существительного

  Слова с безударной гласной в падежных окончаниях имен существительных

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов. А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.html

Постоянные признаки существительных

Постоянные признаки существительного – это ряд морфологических категорий, которые не изменяются в зависимости от контекста речи и изначально присущи всем существительным.

Постоянные признаки существительных с примерами:

  • Одушевленность – указывает на то, относится данное существительное к классу «живых» или «не живых» предметов (существ).
    • Одушевленные (мужчина, Марина, приятели);
    • Неодушевленные (переплет, общение, доски).
  • Род – обозначает родовую принадлежность предмета (лица, явления), которое называет существительное.
    • Мужской (карандаш, узел, грузчик);
    • Женский (петля, верба, дочь);
    • Средний (болото, небо, бездорожье).
  • Склонение – указывает на тип изменения существительных по числам и падежам.
    • 1-е склонение (песня, дорога, лекция);
    • 2-е склонение (матрос, молоко, кот);
    • 3-е склонение (вечность, речь, тишь);
    • Разносклоняемые (племя, темя, знамя).

  • Нарицательные (называют однородные предметы, группы предметов) и собственные (обозначают имена людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, предприятий и т.д.).
    • Нарицательные (мебель, сказка, железо);
    • Собственные (Франция, Сергей, «Букварь»).
  • Число – выступает в роли постоянного признака для слов, не изменяющихся по числам (ножницы, брюки, вера).

Постоянные и непостоянные признаки существительного

Имя существительное — самая употребляемая часть речи, которая характеризуется:

  • обобщенным обозначением предметности;
  • постоянными признаками (не изменяются относительно контекста текста);
  • непостоянными признаками (поддаются изменению)

Существительные имеют постоянные морфологические признаки:

  • деление на одушевлённые и неодушевленные;
  • деление на собственные и нарицательные;
  • рода;
  • склонения.

Одушевлённость / неодушевленность предмета — отличительный признак существительного как части речи. Он тесно связан с представлениями человека о живом мире. Но и содержит исключения, которые противоречат человеческому пониманию об активных предметах:

Кукла, мертвец – одушевленные;

Стая, толпа — неодушевленные.

К одушевленным относятся слова:

  • обозначающие живые существа (Примеры: человек, курица, брат, кошка);
  • отвечающие в именительном падеже на вопрос: кто?
  • имеющие одинаковые формы в родительном и винительном падеже для мужского рода (нет кота, вижу кота, нет ежа, вижу ежа);
  • имеющие одинаковые формы в родительном и винительном падеже для женского и среднего рода, множественного числа (нет кошек, вижу кошек, нет животных, вижу животных).

К неодушевлённым можно отнести слова:

  • обозначающие неживые предметы;
  • отвечающие в именительном падеже на вопрос: что?
  • имеющие одинаковые формы множественного числа в винительном и именительном падеже (столы, руки, дома).

Нарицательные существительные объединяют в себе группу однородных предметов (мебель, птица, цветы) и содержат лексическое значение.

Река Лена. (С помощью слова «река» происходит понимание слова «Лена»).

А собственные обозначают конкретный предмет, который существует в единственном экземпляре (именование географических объектов, имена, клички, названия газет) и характеризуются следующими особенностями:

  • В их состав может входить одно или несколько слов (Курск, Старый Оскол);
  • На письме выражаются заглавной буквой;
  • Названия книг, картин, газет заключаются в кавычки;
  • Не употребляются во множественном числе.

Род существительных подразделяется на:

  • Мужской (новый диван);
  • Женский (новая книга);
  • Средний (синее море).

Также выделяется категория слов, которая относится к общему роду (грязнуля, плакса).

  • не устанавливается у существительных, употребляющихся только во множественном числе (сливки);
  • согласуется с помощью окончаний с прилагательными, причастиями;
  • неодушевленных предметов условен (не означает, что предмет относится к какому-то полу);
  • одушевленных предметов может быть средним (животное, дитя);
  • у женских и мужских особей животного мира часто совпадает (бабочка, крокодил).

Склонение как постоянный признак объединяет слова в классы, которые имеют общие принципы словоизменения по падежам:

  • I склонение — слова в именительном падеже с окончанием на «а/я» и «ия» мужского (женского) рода, единственного числа (Примеры: луна, семья, армия);
  • II склонение — слова в именительном падеже с окончанием на «ий» и нулевым окончанием мужского рода; с окончанием на «о/е» и «ие» мужского и среднего рода (пол, санаторий, окно);
  • III склонение — слова женского рода с нулевым окончанием (ночь).

К непостоянным признакам относят:

Падеж — это отношение существительного к другим предметам, признакам и действиям, которое выражается на письме изменением:

  • окончания самого существительного (зависит от склонения);
  • окончанием согласованного определения.

Быстрый спортсмен. Быстрого спортсмена. Быстрому спортсмену. Быстрого спортсмена. Быстрым спортсменом. О быстром спортсмене.

Число — признак, свойственный большинству существительных. Выражается в форме:

  • Единственного числа (дом)
  • Множественного числа (дома)

По числам изменяются конкретные предметы живой и неживой природы, которые возможно посчитать (стол — столы; заяц — зайцы).

Исключением являются существительные, которые имеют только одну из форм:

  • Единственного числа: уникальные собственные существительные (Луна, Самара); несчетные вещественные существительные (молоко); отвлеченные (любовь); собирательные (листва).
  • Множественного числа: парные предметы (очки, ножницы); отвлеченные (каникулы); предметные, которые не могут находиться в одном экземпляре (чернила).

Источник статьи: http://russkyaz.ru/slova/sushhestvitelnoe/postoyannye-i-nepostoyannye-priznaki-sushhestvitelnogo.html

Какие же существуют признаки

Одушевленность

Свойство предмета, говорящее о его приверженности к живой или неживой природе.

  • Одушевленные – друг, жена, птица, волк, леопард.
  • Неодушевленные – река, гора, камень, снег, стул.

Интересно то, что иногда возникают сложности с определением этого признака у имени существительного. Нужно запомнить, что к одушевленным объектам относится все что дышит, растет, размножается, умирает, движется, чувствует.

Свойство предмета, указывающее на его принадлежность к тому или иному роду.

  • Мужской – конь, стол, дом, секретарь.
  • Женский – печь, ночь, страна, мама, Родина.
  • Средний – окно, небо, чучело, бездорожье.

Интересны случаи, когда у слова просто невозможно определить род. Это относится к тем словам, которые употребляются исключительно во множественном числе.

Пример: очки, санки, джинсы, часы.

Склонение

Склонение это черта, указывающая на особенности изменения по падежам, а так же и числам. Для его определения нужно поставить единицу речи в форму первого падежа, то есть начальную форму, и посмотреть на окончание, а так же определить род. Существует 3 склонения:

К сожалению, далеко не все слова подчиняются общему правилу. Это правило – 5 класс. Так можно выделить:

  • Разносклоняемые – дитя, знамя, путь, время.
  • Несклоняемые – кофе, пальто, портмоне.

Нарицательность

Это такой постоянный признак, который говорит о названии самого предмета, который обозначает существительное. Так выделяют:

  1. Нарицательные – дом, окно, сон, подъезд, кошка.
  2. Собственные – Маша, Дима, Россия, Эверест.

Так же имена существительные имеют непостоянные признаки.

Число

Это непостоянный признак, отвечающий за количественную меру предмета. Существует:

  • Единственное число – дом, стол, мама.
  • Множественное число – дома, столы, матери.

Падеж

Это признак, показывающий отношение существительного к другим единицам речи в конкретном предложении или словосочетании. Выделяют:

Только если слово является главным в словосочетании и предложении, оно может стоять в первом падеже. Намного глубже это изучается в 4 классе. Также есть слова, которые, как кажется, не изменяются по этому критерию. Их окончание всегда остается неизменным. Примером может служить слово «кофе».

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий