Почему ребенок бьется головой и как отучить от опасной привычки

Гимнаст или шахматист?

Итак, какую деятельность можно выбрать для кожного ребенка, чтобы развить его свойства? Из вышесказанного становится понятно, что такой ребенок не будет сидеть за шахматной доской, подолгу просчитывая ходы в партии. Но зато он может стать прекрасным танцором, гимнастом или спортсменом.

Как подобрать для кожного ребенка подходящую секцию или кружок? Критерием того, что выбор правильный, станет общее состояние ребенка – прекрасное настроение, счастливый вид и очевидные успехи в своем увлечении. Предоставьте ребенку выбор кружка в рамках свойств его психики.

Кроме этого, стоит позаботиться, чтобы ребенок смог проявить себя как лидер в коллективе сверстников

Это очень важно для ребенка с кожным вектором и мотивирует его еще больше. Достичь этого можно разными способами

Стимулируйте активное участие ребенка в различных мероприятиях, в которых он может показать себя с лучшей стороны. В первую очередь, это различные спортивные игры, состязания, а также танцевальные конкурсы. Поскольку в кожном ребенке живет дух соревновательности, участие в спортивных олимпиадах и конкурсах ему по душе и только еще больше развивает его таланты. Навыки организатора можно проявить в презентациях различных проектов, подготовке детских праздников и других мероприятиях.

Поскольку для ребенка с кожным вектором очень важен статус, об этом надо позаботиться. Не забудьте оценить достижения ребенка полезными призами, ведь для маленького кожника очень важна и материальная поддержка его успешной деятельности. Именно кожные люди любят повторять: «Спасибо в карман не положишь».

Причины, в зависимости от возраста

Совсем маленькие

Очень многие дети в раннем возрасте, начиная с двух-трех месяцев, могут бить себя по голове. Особенно это хорошо у них получается, когда в руках находится какая-то погремушка . Ребенок тарахтит игрушкой, потом ни с того ни с сего возьмет да и стукнет себя по голове.

В таких случаях беспокоиться не стоит. Ребенок делает это не нарочно. Он просто еще очень маленький и адаптируется к окружающему миру. Его мышцы слабенькие и он не может точно координировать свои движения. Вот и получается, что как только ребенок берет что-то в ручки, то может нечаянно стукнуть себя по голове.

Будет продолжаться такое, пока ребенок четко не научиться координировать свои движения и научиться сидеть нормально.

В этом случае никаких психологических проблем нет.

Если годовалые дети бьют себя по голове

Тут дела уже обстоят немного по-другому, чем у новорожденных. Ребенок в этом возрасте бьет себя по голове не случайно, а по какой-то определенной причине. Причины эти могут быть как серьезными, так и совсем банальными.

Малыш привлекает к себе внимание. У него уже есть характер, и он многое понимает

Если он специально себя ударит или удариться головой и заплачет, к нему тут же подбегут и начнут все жалеть, что-то говорить. А вот это как раз то, что нужно малышу у него сразу появиться компания, ласковые слова, жалость со стороны взрослых.
Если малыш совершает легкие постукивания по голове и при этом качается, то он может это совершать ради того, чтобы расслабиться. Да, иногда они так делают, если не могут заснуть или успокоиться.
У ребенка просто болит голова, но сказать он пока еще об этом не может, вот и показывает на место своего дискомфорта. Так что, если такое поведение ребенка наблюдается изредка, то, возможно, это действительно, обычная головная боль.
Истерика. Малыш расстроился, мог начать сильно плакать. Эмоции в этом возрасте уже могут нахлынуть на детей. В связи с этим мы можем с вами наблюдать вот такое поведение.
Развитие какой-нибудь серьезной психологической болезни, например аутизм. Это вообще отдельная тема и помимо того, что ребенок сам себя бьет, существует еще несколько симптомов. Да и диагнозы такие должен ставить опытный специалист.

Дети от 2-х и старше

Если обратить внимание на полугодовалого ребенка, когда он несильно удариться обо что-то, то можно заметить следующую вещь. Ребенок посмотрит на вас после удара, если вы никаким образом не отреагируете на него, то он может продолжить играться, как ни в чем не бывало

Если вы засмеетесь, то может улыбнуться или засмеяться вам в ответ. Но если вы начнете сюсюкать, подбежите к нему и начнете жалеть, то малыш разрыдается, чтобы его жалели еще больше.

Привычка манипулировать врабатывается еще на первом году жизни ребенка. Учитывайте это.

  1. Ребенок проявляет агрессию, которую он направляет на себя. Происходит такое, когда родители малыша агрессивно ведут себя по отношению не только к ребенку, но и друг к другу. Ребенок постоянно слушает скандалы и крик взрослых, он слушает, что он ничего н умеет и не знает, что он плохой и т.д. Если у вас в семье такая же обстановка, то знайте, что причина в этом.
  2. У ребенка что-то не получается. Он собирает какой-нибудь конструктор, а правильно сделать не может. Хочет разобраться с новой игрушкой и не знает, как это сделать. Ему становится досадно и он на нервной почве начинает бить себя по голове.

Ребенок бьется головой: проявление привычки

Как проявляется пугающее поведение:

  • малыш постоянно ударяется головой о матрас;
  • ребенок садится и стучит затылком об стену или изголовье кровати;
  • он сильно раскачивается на руках и коленях, ударяясь лбом об стену или пол;
  • лежа на спине малыш сильно поворачивает голову со стороны в сторону, иногда так раскачивая кроватку, что она ударяется об стену. Таким образом, малыш также провоцирует образование залысин у себя на затылке.

Стоит ли сообщить о таком поведении ребенка педиатру?

Да, на всякий случай упомяни о привычке малыша во время планового посещения педиатра. Если ребенок бьется головой, это не свидетельство проблем с развитием или эмоциями. Маловероятны и травмы. Часто мамы наблюдают, что ребенок бьется головой и смеется, что точно не несёт опасности. И лишь в редких случаях привычка ударяться головой может свидетельствовать о нарушении здоровья.

Обратись к педиатру, если:

  • у малыша наблюдается задержка развития;
  • ребенок получает травмы во время ударов обо все;
  • привычка ударяться головой проявляется постоянно в течение дня;
  • тревожная привычка не дает малышу выспаться.

Успех – лекарство от расхлябанности

Мы рождены, чтобы реализовать себя. Звучит красиво, но как понять, в какой сфере себя проявлять? Как не пробовать все подряд, а ориентироваться на склонности человека? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы, так как раскрывает четко работающий механизм познания себя и других людей. А знание своих заданных от природы психических свойств позволяет определить свою миссию, найти любимое дело, в конечном счете, — реализовать себя в социуме и быть счастливым.

В случае, если ребенок не развивается в нужном направлении, его врожденные свойства все равно проявляются, но искаженным образом. Тогда кожник, который имеет все шансы стать самым ловким, кто в потенциале может стать прекрасным танцором или достичь успеха в спорте, становится несуразным и расхлябанным человеком. Он все время падает и натыкается на углы, собирает косяки, травмируя себя. И вместо того, чтобы на большой скорости двигаться вперед к цели, начинает суетиться и мельтешить впустую.

Поэтому важно дать верное направление развития ребенку, чтобы в полной мере реализовать его потенциал. А не пытаться подавить его природные желания или заменить их на другие, более «правильные» и значимые на наш взгляд

Поменять природу невозможно, но покалечить ребенка, самым негативным образом повлиять на его жизненный сценарий – легко.

Ребенок упал с дивана вниз головой — Комаровский рассказывает, что делать при падении с кровати

По мнению доктора Комаровского, падения ребенка в возрасте до 8–9 месяцев с дивана или пеленального стола – не повод для паники. Чаще всего это происходит, когда младенцу исполняется 5–7 месяцев и он начинает активно двигаться. Например, в 6 месяцев у малыша хватит сил, чтобы неудачно выбраться со стульчика для кормления или скатиться с кровати вниз на пол.

Если ребенок упал и ударился головой, Комаровский рекомендует родителям взять его на руки и попытаться успокоить. При отсутствии серьезных повреждений грудничок быстро перестанет плакать и вернется к привычным играм. От укачивания Комаровский советует воздержаться, так как при сотрясении оно только ухудшит самочувствие.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев обычно малыш начинает ползать?

Голова маленького ребенка устроена таким образом, что она относительно большая по сравнению с остальными частями тела, поэтому малыши чаще всего, теряя равновесие, падают именно на голову. Но есть и положительное: мозг ребенка достаточно надежно защищен от травм при падении. Если маленький ребенок упал с дивана вниз головой, то наибольшую травму (психологического свойства) получили его родители, а не он сам.

Кости черепа младенца очень мягкие, а «родничок» и динамичные «швы» между костями черепа обеспечивают им подвижность. Чем больше родничок, говорит Евгений Комаровский, тем меньше вероятность получения травмы при падении вниз головой. Кроме того природа придумала и еще один амортизирующий механизм — большое количество спинномозговой жидкости.

Чаще всего головой дети до года начинают биться, когда осваивают первые шаги. Обычно это происходит после 8-9 месяцев

Именно поэтому важно, чтобы малыш сначала научился ползать, а уж потом стоять и ходить

Конечно, ребенок, который ударился головой, требует более внимательного отношения со стороны родителей. Желательно обеспечить малышу покой, не давать ему много бегать, играть в подвижные активные игры, громко кричать. Первые же сутки покажут, если ли у малыша травма. Для этого родители как дважды два должны знать симптомы травм головы.

Если ребенок ударился головой, находясь вдалеке от родителей, например, в оздоровительном летнем лагере или интернате, родители по объективным причинам не могут 24 часа после удара наблюдать за поведением и состоянием ребенка. В этой ситуации следует с пониманием относиться к тому, что врачи и воспитатели детского учреждения «перестраховываются» и сразу отправляют ваше чадо в больницу.

Если спустя некоторое время после удара головой или по голове ребенок, поплакав, успокоился и уснул, Комаровский не советует ему препятствовать — пусть спит.

Специфической профилактики травм головы не существует. Однако, задача родителей, как можно лучше, продумать все опасные ситуации и, по мере возможности, сделать все для защиты малыша.

Детям постарше к подарку в виде велосипеда следует обязательно дарит и специальный шлем, а к роликовым конькам — шлем и щитки на руки и ноги. В ванной комнате следует обязательно положить на пол и на дно ванны нескользящие коврики.

О том, когда действительно падение опасно и как оказать неотложную помощь, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Несколько советов

Подводя итог всему вышеописанному, давайте выделим несколько основных советов, которые нужно соблюдать для психического и физического здоровья вашего ребенка:

Никогда не ругайте малыша за то, что он бьется головой о твердые предметы, какой бы ни была причина его поведения. Сохраняйте спокойствие и рассудительность в любой ситуации, поскольку если вы сорветесь, то не приведете ни к чему хорошему.
Всегда наблюдайте за своим чадом. Даже в моменты, когда ребенок преследует корыстные цели, и вы делаете вид, что не обращаете на него внимания, старайтесь следить за его действиями. В большей степени это необходимо для того, чтобы понять истинную причину поведения

Некоторые моменты нужно заметить сразу, чтобы успеть предотвратить серьезные последствия.
Важно понимать, что подобное поведение встречается у 20% детей в возрасте от года до семи лет. Многие родители часто задают подобные вопросы – «Ребенку год, бьется головой об пол, стоит ли беспокоиться?»

В таком возрасте переживать за малыша не стоит
Но если подобное поведение сохраняется у ребенка в возрасте старше 7 лет, необходимо обратить на это внимание.
Если родитель понимает, что причина странного поведения не в капризах, то первыми врачами, которых необходимо посетить, должны стать невролог и остеопат. Эти специалисты могут определить истинную причину проблем с малышом, поскольку в детском возрасте можно заметить проблемы в шейном отделе, которые влияют на поступление кислорода в мозг
Зачастую это становится причиной ударов ребенка о твердые поверхности.
Уделяйте малышу больше внимания. Какой бы ни была истинная причина поведения ребенка, старайтесь проявить к нему больше любви и понимания. В раннем возрасте дети чутко чувствуют настроение своих родителей. Обнимите свое чадо лишний раз, поцелуйте, скажите ласковые слова. Проводите с семьей больше времени, и вы заметите, как решится множество проблем с ребенком.

Вот и все. Теперь вы достаточно осведомлены о проблеме, которая может встретиться у каждого ребенка. Не бойтесь трудностей и помните, воспитание – непростая задача, но любую проблему можно решить, главное, не пускать ее на самотек.

Упал, очнулся… гипс?

Чаще всего дети падают, повреждая голову, руки и спину. Различают падение с большой высоты (превышающей собственный рост) и с высоты собственного роста.

Действительно, редко, но бывает, что малыши падают крайне неудачно. Но обычно падение – не повод для поездки в травматологическое отделение.

Первые полеты «космонавты» и «летчики» совершают в возрасте от трех месяцев, научившись переворачиваться: летят с пеленальных столиков, родительских кроватей головой вниз, ведь голова-то — большая и тяжелая! До полутора лет (возраст, когда ребенок осваивает прямохождение), таких падений будет немало.

Конечно, это не значит, что безопасностью ребенка можно пренебречь, лучше предпринять превентивные меры: смягчить пол в спальне и детской коврами, не пренебрегать ремнями безопасности в детских стульчиках для кормления, колясках, качелях и шезлонгах, особенно если ваш ребенок активен. Проще приучить малыша сидеть пристегнутым, чем раз в месяц ездить с визитом к травматологу.

Никогда не оставляйте малышей в ванной одних! Используйте нескользящие силиконовые коврики для ванн, на полу и внутри самой ванны.

Не оставляйте малышей одних на пеленальных столиках, высоких кроватях без бортов, диванах. Никто не знает, когда они решат продемонстрировать вам очередную «умелку» —  искусство переворачивания с живота на спину и укатывания колбаской к краю.

Запретить играть в активные игры – конечно, не выход. Но можно научить детей технике безопасности! Не разрешайте им лазить в неудобной обуви: без фиксированного задника, со скользкой подошвой, без протектора. Учите детей группироваться при падении.

Обязательно проводите профилактику рахита: прочность костей — залог отсутствия переломов. Увеличение числа переломов позвоночника в последнее время связано как раз с недостаточностью кальциевого обмена. Помните, что в Сибири уровень инсоляции недостаточен для естественной наработки витамина D.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими

Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.

Когда есть повод для беспокойства

Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.

Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.

Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.

Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.

Ребенок пускает слюни, поперхивается или с трудом проглатывает пищу

Что считать нормой:

  • обильное слюноотделение у младенца в период прорезывания молочных зубов;
  • поперхивание на начальном этапе кормления из ложечки;
  • выталкивание языком новой по вкусу или консистенции пищи;
  • покашливание или отказ от еды во время ОРВИ: фарингита, насморка, сильной одышки;
  • повышенный рвотный рефлекс при надавливании на корень языка у возбудимых детей.

Когда надо показать ребенка доктору:

  • обильное слюноотделение на фоне простуды из-за невозможности глотать (это может быть острый тонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, дифтерия, эпикондилит, круп);
  • внезапный отказ от еды и питья в сочетании с высокой температурой (острый стоматит);
  • приступы кашля во сне и в положении лежа (гастро-эзофагеальный рефлюкс (ГЭР));
  • постоянные поперхивания во время и после еды без видимой на то причины. Это симптом множества неврологических заболеваний, органического поражения центральной или периферической нервной системы.

В зависимости от выявленной причины проблемы, ребенка будет лечить педиатр, невролог, хирург, рефлексотерапевт, дефектолог, физиотерапевт. При остром заболевании для сохранения жизни может понадобиться экстренная помощь. В других случаях потребуется длительная терапия нарушения.

Может ли ребенок, когда бьется головой об стену или пол нанести себе вред?

Да, такая ситуация, когда малыш бьется головой об стену или об пол случается примерно у 20% семей с маленькими детьми. Обычно малыши занимаются битьем головой о твердые предметы (чаще всего это пол и стены) в возрасте от 6 месяцев и это может продолжаться до трех лет

Такому поведению есть множество причин, но для начала родителям важно понять: ребенок не сможет причинить себе вреда таким образом. Маленькие дети живут в основном на инстинктах и инстинкт самосохранения у них очень развит

Самый страшный ущерб, который ваш ребенок сможет причинить себе, когда бьется головой об стену или об пол это синяки и ссадины. Никакого повреждения мозга или черепа от этого не будет.

Особенности детской физиологии

Голова маленького ребенка устроена таким образом, что она относительно большая по сравнению с остальными частями тела, поэтому малыши чаще всего, теряя равновесие, падают именно на голову. Но есть и положительное: мозг ребенка достаточно надежно защищен от травм при падении. Если маленький ребенок упал с дивана вниз головой, то наибольшую травму (психологического свойства) получили его родители, а не он сам. Кости черепа младенца очень мягкие, а «родничок» и динамичные «швы» между костями черепа обеспечивают им подвижность. Чем больше родничок, говорит Евгений Комаровский, тем меньше вероятность получения травмы при падении вниз головой. Кроме того природа придумала и еще один амортизирующий механизм — большое количество спинномозговой жидкости.

Если ребенок в 6-7 месяцев, когда он становится более подвижным, перевернулся неудачно и упал с дивана или пеленального столика, не стоит сразу впадать в панику. Малыш, конечно, будет истошно орать. Но родители должны понимать, что плачет он не от ужасной боли, а больше от испуга, вызванного резким перемещением в пространстве. Если кроха уже через полчаса улыбается, гулит и ведет привычный для него образ жизни, ничего в его поведении не изменилось, то причин для тревог, обследования у врачей, нет, утверждает Комаровский.

Чаще всего головой дети до года начинают биться, когда осваивают первые шаги. Обычно это происходит после 8-9 месяцев

Именно поэтому важно, чтобы малыш сначала научился ползать, а уж потом стоять и ходить

Конечно, ребенок, который ударился головой, требует более внимательного отношения со стороны родителей. Желательно обеспечить малышу покой, не давать ему много бегать, играть в подвижные активные игры, громко кричать. Первые же сутки покажут, если ли у малыша травма. Для этого родители как дважды два должны знать симптомы травм головы.

О падениях

Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, стоит ли бояться таких падений, какие последствия они могут иметь и как действовать родителям, если чадо полетело откуда-нибудь на пол.

По словам Комаровского, серьезных последствий обычно нет. Если что и травмируется, то только психика родителей, бабушек, дедушек. Взрослые готовы хватать растерянного орущего карапуза и прямо сейчас мчаться на рентген, на УЗИ, к травматологу, хирургу и куда угодно.

Предусмотрительная природа отлично позаботилась о том, чтобы последствия падения были для ребенка минимальными. Для этой цели у крохи есть «родничок» на голове, а количество спинномозговой жидкости у малышей невероятно велико, и это неспроста: она выполняет амортизирующие функции, существенно смягчая падение с любой высоты. Конечно, речь не идет о полете с третьего этажа, но на высоту детской кроватки или пеленального столика защитных функций и механизмов детского организма вполне хватает.

Этот факт должен несколько успокоить родителей

Однако следует проявлять осторожность. Евгений Комаровский советует мамам и папам «летунов» внимательно наблюдать за чадом первые сутки после падения

При возможности крохе надо обеспечить физический покой: отменить сеансы массажа, отказаться от активных игр, подвижных развлечений.

О симптомах, которые говорят о серъезной травме расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Упавший ребенок истошно кричит не от боли, как думают родители, а от испуга. Резкое изменение положения тела в пространстве вызывает у малыша настоящую панику. Если при этом он почувствует сильную ответную панику, которую продемонстрируют родители (а он ее почувствует всенепременно, можете не сомневаться), его испуг только усилится.

Главное, что должны сделать родители, если ребенок упал с высоты – сохранять спокойствие (насколько это вообще возможно в такой ситуации)

Малыша надо осторожно поднять, осмотреть на предмет повреждений и успокоить. Если спустя полчаса карапуз снова начал улыбаться и вести себя так, будто ничего не произошло, оснований для неотложной поездки на прием к травматологу или хирургу нет

Вероятность повреждения внутренних органов минимальна.

Наблюдения за ребенком в последующие сутки должны основываться на фиксации любых (даже незначительных) изменений в его поведении. Естественно, наиболее опасными последствиями неудачного приземления являются различные травмы головы. Родители должны знать симптомы, указывающие на такие повреждения:

  • Нарушение сознания. Не имеет значения, сколько ребенку месяцев или лет (упал с кровати ребенок в 6 месяцев или уронили новорожденного). Даже самые кратковременные потери сознания – это повод незамедлительно отправиться на прием к врачу или вызвать «Скорую».
  • Изменение темпа или чистоты речи. Если ребенок уже говорит, пусть даже только слоги, при внимательном наблюдении родители в состоянии заметить, что он стал «общаться» реже, чаще, громче или тише, его речь стала неразборчивой, появились признаки заикания и так далее. В этом случае можно заподозрить черепно-мозговую травму, и это состояние требует обязательной врачебной помощи.

Ребенок бьется головой обо все (стену, пол, диван и др.) – это нормально?

Биться головой – вполне естественное поведение для детей, желающих самоуспокоиться. Оно выглядит достаточно тревожно, но обычно не должно вызывать беспокойства. Привычка биться головой наблюдается у 15% детей. К такому поведению больше склонны мальчики. Если ребенок бьется головой, вероятно, ты или супруг поступали в детстве аналогично. Как правило, это семейная склонность.

Такое необычное поведение можно наблюдать у малыша в возрасте от 18 до 24 месяцев и сохраняться несколько месяцев или лет. Однако в большинстве случаев, привычка полностью пропадает, к тому времени, когда ему исполнится 3 года.

Мышцы ребенка слишком мягкие

Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.

Что могут заметить родители:

  • когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
  • когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
  • на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
  • при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
  • в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
  • впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).

Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.

Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония», когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.

Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.

Простейшие комплексы массажа и гимнастики, полезные для младенцев разного возраста, описаны на ipregnancy подробно: Первый комплекс массажа и гимнастикиВторой комплекс массажа и гимнастикиТретий комплекс массажа и гимнастикиЧетвертый комплекс массажа и гимнастикиПятый комплекс массажа и гимнастики

Малыш «предпочитает» одну руку или часть тела

Младенцы одинаково активно пользуются обеими руками. На втором году жизни можно заметить, как постепенно начинает преобладать одна (чаще правая). Это нормально: у человека почти всегда есть доминирующая рука, нога, глаз, причем не обязательно с одной стороны. Но если родители заметили, что малыш отдает явное предпочтение какой-то одной конечности и практически не использует вторую, надо обязательно рассказать об этом врачу. Подтвердить подозрение можно во время игры, наблюдая, сможет ли кроха пинать мяч попеременно обеими ногами или ловко ухватиться ручками за предложенную игрушку.

Наиболее вероятная причина явного предпочтения ребенком одной ручки или ножки в сочетании с нежеланием или невозможностью использования другой – гемиплегический вариант детского церебрального паралича. В мягкой форме он может не проявить себя на первом году жизни, пока у крохи не станет заметно доминирование одной половины тела. Оглядываясь назад, взрослые наверняка вспомнят, что мышцы малютки казались слишком мягкими на ощупь и податливыми при пассивных движениях. Либо младенец часто закашливался во время еды, долго учился жевать и глотать густую пищу, спал с одним приоткрытым веком, необычно «кривил рот» при плаче. Причина – в легком снижении тонуса мышц половины тела и лица из-за нарушенной иннервации. В будущем ребенку наверняка понадобится логопедическая помощь, чтобы разработать вялые речевые мышцы. И обязательно – рефлексотерапевт, детский невролог, активная физиотерапия, лечебная физкультура.

Внутренние факторы, способные спровоцировать синкопе

Если обморок и тошнота у ребенка носит кратковременный характер – повод задуматься о смене режима дня. Систематические потери сознания относятся к патологическим состояниям, которые нельзя оставлять без внимания.

Обмороки, недомогания у подростков и их причины, могут быть связаны со следующими заболеваниями:

  1. Болезни головного мозга. Кистозные образования, опухоли, травмы сосудистой сетки снижают эффективность функционирования «серого вещества», провоцируя обморочное состояние. Если ребенок жалуется на потемнение в глазах, головные боли, галлюцинации, необходимо срочно обратиться к доктору, пройти КТ и МРТ.
  2. Анемия. Патология кровеносной системы, связанная с работой органа: низкое содержание эритроцитов – носителей кислорода, вызывают голодание, что приводит к постоянным обморокам. Низкий гемоглобин – первый признак начала недуга. Необходимо пересмотреть рацион питания ребенка, дополнить его фруктами, овощами, полезными веществами.
  3. Нарушения работоспособности сердечной мышцы, аритмия. Согласно статистическим данным, 30% кризисов связно с патологиями сердца, кроме того синдрому «быстрой смерти» предшествуют постоянные обморочные состояния. Если родители малыша страдают подобными заболеваниями, это первый настораживающий звонок – ребенка нужно срочно показать доктору.
  4. Высокое давление. Гипертония способна настичь пациента, даже в юном возрасте. Резкое снижение давления также может спровоцировать синкопе.
  5. Диабет. Это заболевание достаточно коварно: продолжительное время она может протекать в скрытой форме. Сама патология обморочные состояния не вызывает, но их может спровоцировать пониженное содержание глюкозы. Из-за голодания клеток «серого вещества» кроха теряет сознание.
  6. Сотрясения, ЧМТ. Малыши отличаются гиперактивностью, – потерял равновесие, упал, для них нормальное явление. После непродолжительного плача, они и дальше могут заниматься своими делами, но иногда последствия падения могут напоминать о себе достаточно долго.
  7. Остеохондроз. Идеальная осанка – залог здоровой спины и правильного функционирования внутренних систем, но детям доказать это тяжело. Искривленная поза за столом, излишняя масса тела приводят к изменениям позвоночного столба. Нарушается кровоток, наступает голодание, появляется болезненный дискомфорт. Все эти факторы – основные причины синкопе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий