Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями

Что делать, чтобы отучить малыша от сосания пальчиков?

Если ребенок 2 месяца постоянно сосет палец или кулак, родители могут попытаться отучить его от этого пристрастия. Особенно в том случае, когда речь идет о гигиенической стороне вопроса, ведь на ручках малыша тоже есть микробы, как бы тщательно мама не следила за их гигиеной.

С этой целью можно воспользоваться следующими простыми, эффективными, а главное, абсолютно безопасными методами.

Пустышка

Наверное, самый простой способ отучить ребенка совать в ротик кулак либо пальчик. Для крошечных младенцев можно приобрести пустышку, срезанную с одной стороны. Во-первых, так их будет легче приучить к новому предмету, а, во-вторых, такая пустышка без проблем поместится в крошечном ротике грудничка.

Использование пластыря

Конечно, не самый лучший вариант. Но если пустышка не помогает ребенку избавиться от привычки совать палец в рот, либо он попросту от нее отказывается, можно воспользоваться пластырем, который просто следует наклеить на кулак малышу в том месте на руке, которое он часто сует в рот. Жесткая и невкусная поверхность данного средства вряд ли придется по вкусу младенцу, поэтому постепенно он начнет отказываться от своей привычки.

Частое прикладывание к груди

Если ребенок грызет палец или кулачок по причине того, что не наедается, маме следует чаще прикладывать свое чадо к груди. При отсутствии молока или его пониженной питательности (увы, с такой проблемой сталкиваются многие женщины) кроху нужно докармливать смесью.

Но лучшим лекарем все же остается время. Не нужно торопиться насильно отучать ребенка сосать кулачки. Конечно, если это не причиняет вред здоровью младенца и он не болеет частыми стоматитами или другими патологиями ротовой полости, развитие которых связано с присоединением инфекции – бактериальной или грибковой.

Насторожиться нужно в том случае, если ребенок не отказывается от своей привычки в 2 года или более старшем возрасте. В этом случае у детей, привыкших сосать пальцы, развивается неправильный прикус. Также у них постоянно возникают патологии ротовой полости, поэтому родителям не только можно, но и нужно делать все, чтобы отучить малыша от такого пристрастия.

Поделись полезным:

  • 4

Будут ли такие функции, как индикатор набора текста и подтверждение прочтения, работать, если собеседник не использует функции чата?

Запрет на въезд

Как оценить физическое развитие ребёнка от 0 до 3 месяцев?

Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.

С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.

Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике.

Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему.

В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.

Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.

Условия для занятий

Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С.

Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.

Как выглядит новорождённый?

Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни. Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.

Положение на спине

Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу.

Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их.

Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.

Положение на животе

Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.

Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.

На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.

Вертикальное положение

Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе.

Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы.

Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.

Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» ­– малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.

Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью Моторное развитие ребенка в первый год), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев.

Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.

Интересные упражнения

Зарядка, учитывая возросшую подвижность ребенка, должна быть дополнена активными упражнениями, которые малыш будет выполнять не только потому, что мама крепко держит его пяточки или ручки, но и потому, что ему самому будет интересно совершить определенное физическое действие. Не забывайте организовывать занятия с сопровождением музыки, читайте стихи и пойте песенки – подойдут «Рельсы-шпалы», и «У жирафа пятна-пятна, пятнышки везде».

Эти песенки помогут малышу лучше изучить свое тело. Вообще, все упражнения должны стать максимально эмоциональными и веселыми, чтобы малютке не было скучно. Ниже мы приводим перечень самых веселых и занимательных (и полезных!) упражнений для детей указанного возраста:

«Поймай меня!». Это упражнение направлено на развитие координации движений рук. Положите ребенка на спинку, справа от него поставьте включенную звуковую игрушку. Когда малыш возьмет ее одной рукой, заводите и ставьте слева вторую игрушку, которая будет звучать иначе. Задача малыша — взять вторую игрушку второй рукой и, хотя бы непродолжительное время, удерживать обе игрушки двумя руками.

«Стульчик». Это упражнение делают для того, чтобы помочь ребенку освоить навык сидения. Лежащему на спине малышу, мама протягивает собственные указательные пальцы. Задача ребенка — ухватиться за них и подтягивая корпус на руках, продолжая держаться за руки мамы, приподнимать туловище, стараясь сесть. Не нужно тащить ребенка. Если его мышцы не готовы к сидению, присаживать не надо

Важно, чтобы инициатива перемены положения тела при вашей поддержке принадлежала именно малышу. Исключите подъем туловища до состояния прямого угла, будет хорошо, если для начала ребенок сможет подниматься на 30-45 градусов по отношению к поверхности, на которой делается гимнастика

«Перышко». Полезным для позвоночника и мышцы спины будет данное упражнение. Подведите ребенку, лежащему на спине, расправленную открытую ладонь под спину и слегка приподнимите малыша над поверхностью, подстраховывая его сверху второй рукой. В идеале ребенок прогнется, напряжет спинку и мышцы животика. Проделывайте это упражнение от 5 до 10 раз.

«Оловянный солдатик». Ребенку, который уже начинает предпринимать самостоятельные попытки сесть, можно предложить новое упражнение, которое покажет ему, что вертикальное положение тела — совсем не страшное. Обхватите ребенка руками за грудную клетку по бокам и около половины минуты удерживайте его в вертикальном положением с опорой ножками о твердую поверхность. За зарядку можно повторить этот прием от 2 до 4 раз.

«Котята-щенята». Это упражнение направлено на поддержку ползательных навыков. Положите малыша на животик и подведите под живот свою расправленную ладонь. Аккуратно, второй рукой придерживая малыша за спинку, начинайте приподнимать малютку в положение, при котором он будет опираться о поверхность коленями и ручками. Несколько секунд удерживайте ребенка в таком положении, а потому плавно опускайте в исходное положение.

«Я – сам!». Такое упражнение эффективно развивает все группы мышцы, стимулирует сидение и совершенствует вестибулярный аппарат. Приподнимите ребенка под мышки и удерживайте вертикально. Предварительно положите ему прямо под ножки перед носочками игрушку, за которой ему захочется наклониться. Придерживая его за грудь, помогайте крохе нагнуться через приседание. После того, как игрушка окажется в руках малютки, плавно поднимите его в исходное положение. Будет достаточно повторить прием 2-3 раза.

«Щекотун». Такой прием послужит укреплению мышц стопы, ведь не за горами день, когда ребенок начнет вставать с опорой на эту часть тела. Возьмите пяточку в свои руки и проведите указательным пальцем от третьего пальца ножки, от носочка к пяточке, прямую линию. При этом ребенок будет сгибать и разгибать стопу.

Помимо этих упражнений, мама может продолжать проводить традиционную «Гусеничку», при которой малыш будет тянуться и пытаться ползти на животе за игрушкой. Можно усложнить упражнение, поставив перед ребенком две игрушки. Если постараться, со временем он захватит двумя ручками оба предмета. Также можно начинать делать упражнение «Тачка», если ручки ребенка достаточно сильные (мама держит ребенка за ноги, руками он переступает по поверхности).

Гипертонус у грудничков: как распознать и победить?

Наконец-то малыш родился! И каждый родитель верит и знает, что его ребенок самый лучший на свете, самый особенный и необыкновенный. И это, конечно, так и есть. Только вот иногда из-за слепой любви бывает сложно заметить не только неявные признаки начинающегося заболевания, но даже очевидные симптомы.

Как часто можно услышать, например, такие фразы: «Ваш малыш так громко плачет, наверное, будет оперным певцом!», «Он такой маленький, а так крепко сжимает ручки, какой силач растет!» или «Ой, смотрите, наша малышка прям на пальчики встает, ну точно как балерина!»

Однако иногда нужно задуматься, а является ли это нормой – громкий, надрывный плач или, например, крепко сжатые в кулачки пальчики?

Что такое гипертонус грудничка и где искать его причины?

К сожалению, все чаще и чаще в наше время в медицинские карты детей первого года жизни ставится запись о мышечном гипертонусе. Это заболевание проявляется в чрезмерно напряженных мышцах ребенка, но причина его лежит в повышенной возбудимости тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу мышц.

Обычно эти нарушения возникают еще во время беременности, когда будущая мама переносит инфекционные заболевания или по каким-то причинам возникает внутриутробное кислородное голодание малыша, но иногда гипертонус является и следствием родовой травмы.

Как распознать мышечный гипертонус?

На самом деле все младенцы появляются на свет с немного повышенным мышечным тонусом. Ведь ребенок целых 9 месяцев провел в достаточно напряженной позе эмбриона и сразу распрямить, вытянуть и расслабить ручки и ножки ему совсем непросто.

Однако существуют признаки, по которым можно распознать истинный гипертонус у грудничка:

  • когда малыш спит, то его ручки и ножки согнуты и прижаты к телу или неестественно вытянуты и напряжены;
  • пальцы крепко сжаты в кулачки, причем большой пальчик всегда находится внутри;
  • головка во время сна запрокинута назад;
  • малыш просыпается от негромких звуков и яркого света, его сон прерывистый и поверхностный;
  • если попробовать разогнуть ручку или вытянуть ножку, то почувствуется очень активное сопротивление;
  • во время бодрствования ребенок будто не плачет, а кричит, причем часто уже через несколько минут такого плача у малыша начинает мелко трястись подбородочек;
  • для ребенка с гипертонусом характерно обильное срыгивание;
  • если малыша, поддерживая за подмышки, поставить на ровную поверхность, то он начнет приподниматься на пальчики и тянуться вверх;
  • зажатые мышцы шейного отдела не позволяют ребенку свободно крутить головкой и у него развивается кривошея, то есть перекос шейных мышц.

Если вы замечаете у ребенка какие-либо из этих проявлений, то, сколько бы ни было ему недель или месяцев, нужно обязательно идти на консультацию к невропатологу.

Диагностика и лечение гипертонуса у грудничков

Поставить правильный диагноз и назначить единственно верное лечение может только врач.

Причем для распознания гипертонуса практикуется не только осмотр малыша, но и, например, проведение нейросонографии – УЗИ головного мозга младенца, которое делается через отрытые роднички.

Именно по результатам этой процедуры можно сделать вывод о повышенном внутричерепном давлении, которое часто является причиной гипертонуса.

Кстати, массаж можно делать ребенку и дома, предварительно взяв несколько уроков у детского массажиста в поликлинике.

Расслабляющий массаж начинается с поглаживания ручек и ножек младенца, потом делаются более активные круговые движения, покачивания и потряхивания ручек и ножек, а завершается сеанс снова поглаживаниями. Главное, избегать резких и рубящих движений.

Польза домашнего массажа еще и в том, что он проводится в спокойной атмосфере, когда у ребенка хорошее настроение, и делает его мама своими нежными и любящими руками.

В более тяжелых случаях вышеперечисленный комплекс мер, направленных на устранение гипертонуса, сочетается с медикаментозным лечением, назначаемым невропатологом и проводимым строго под его контролем.

А нужно ли лечить гипертонус у ребенка до года?

Лечить гипертонус нужно обязательно! Если не обращать внимания на это заболевание и думать, что оно пройдет само собой, то когда ребенок подрастет, у него обнаружатся серьезные нарушения в темпах развития, осанке, походке, а в дальнейшем и в учебе. Ведь мышечный тонус – это прямой показатель состояния и развития нервной системы.

Ирина Берлина специально для www.kinderok.ru. При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

Жесты превосходства и власти

Жесты превосходства и власти используют уверенные в себе люди. Закинутый вверх подбородок, демонстрация больших пальцев, закидывание рук за голову – всё это говорит о превосходстве человека. Порой люди не замечают этих жестов, но если их научиться распознавать, то вы с легкостью сможете нейтрализовать собеседника.

Уверенный человек складывает руки в «шпиль», соединяя кончики пальцев. Он уверен в том, что говорит и в том, что делает. Указывая свою власть и превосходство, человек использует указательный палец.

Почему ребёнок может сосать кулак в разном возрасте

Оказывается, сосательный инстинкт появляется у малыша ещё задолго до рождения: УЗИ может зафиксировать этот момент уже в первом триместре — на 10–12 неделе. Плод тянет в рот свой кулачок или пальчик, ведь это единственное, что ему доступно.

Инстинкт сосания появляется у плода ещё в утробе — он берёт в рот свою ручку, поскольку это единственное, что ему доступно

ИМладенцы до года

Естественный инстинкт никуда не исчезает и после появления ребёнка на свет. Родители впервые замечают, что кроха сосёт кулачок примерно в два месяца: в этом возрасте младенец начинает координировать свои движения и «обнаруживает» собственные ручки, которые и тянет в рот. Опять-таки, как и в утробе, они всегда «при нём», поэтому нет необходимости искать другие предметы.

Родители впервые замечают, что их чадо сосёт кулачок, примерно в два месяца

Отдельные младенцы предпочитают сосать не ручки, а одеяло, одежду и даже тянут в рот пальцы своих ног

Психологически рефлекс сосания у младенца — это воспоминание о безмятежном существовании в утробе матери. Кроме того, к этому присоединяется познавательное развитие, ведь во рту сосредоточено множество нервных рецепторов.

Когда взрослые чего-то боятся или сильно переживают, у них часто срабатывают внутриутробные рефлексы — потребность сосать руки и сворачиваться калачиком

Инстинкт сосания рук обычно угасает у ребёнка самостоятельно — после пяти месяцев родители наблюдают это явление всё реже и реже (к году оно часто уже проходит). Однако некоторые факторы могут усиливать этот природный рефлекс, и он может даже закрепляться, не уменьшаясь в положенные сроки:

  1. В процессе кормления ребёнок наелся, но не удовлетворил свою потребность в сосании. Нужно помнить, что грудь для малыша — не просто источник еды, но и способ расслабиться, успокоиться. После насыщения ему хочется какое-то время просто «посмаковать» мамины соски, в то время как она, возможно, слишком рано забирает грудь (10–15 минут малыш непосредственно ест, остальное же время просто сосёт для удовольствия). Кстати, то же самое наблюдается и при искусственном вскармливании: ребёнок может сосать даже уже пустую бутылочку, хотя и не голоден.

  2. Голод. Возможно, малыш просто не наелся и таким способом воспроизводит сосание материнской груди или бутылочки.
  3. Дефицит внимания со стороны мамы. Возможно, она редко берёт его на руки, обнимает, или же мама рано вышла на работу, а с малышом сидит бабушка. Сосание кулачка в таком случае — способ успокоиться, некоторым это помогает уснуть.

  4. Скука. Ребёнок таким образом просто развлекает себя.
  5. Прорезывание зубов (уже примерно после четвёртого месяца). У младенца зудят и болят дёсны, и он прикусывает кулачок, чтобы облегчить своё состояние.

Малыши после года

После года большинство детей избавляются от привычки сосать кулачок, однако некоторые продолжают практиковать это занятие от скуки или же как проявление беспокойства. В два-три года такое явление наблюдается главным образом у чрезмерно возбудимых, эмоционально неуравновешенных детей. Сосание рук помогает им успокоиться.

В возрасте старше двух лет дети сосут кулак или палец из-за психологического дискомфорта

Часто укоренению привычки способствует нервозная обстановка в доме, частые ссоры родителей, опять-таки недостаток материнской ласки.

Во второй младшей группе детского сада, где я когда-то работала воспитателем, был мальчик. У него была схожая привычка — правда, он не сосал кулак, а всегда носил с собой ватку и периодически прикладывал её к губам и носу. При попытке забрать эту вещь начинались слёзы. В семье этого ребёнка, действительно, были проблемы: воспитание детей (у мальчика был ещё брат-погодок) лежало целиком на бабушке, отец же злоупотреблял алкоголем, а мать приезжала с работы только поздно вечером. Бабушка сама рассказывала, что ребёнок стоит у учёте у невропатолога.

Снимаем гипертонус в руках

Данный комплекс упражнений на фитболе может быть рекомендован детишкам с 1 месяца для снижения тонуса мышц рук и спины, а также для общей физической подготовки.

Для занятий элементарной ежедневной гимнастикой рекомендую использовать фитбол диаметром 65–75 см. Такая площадь придаст родителю уверенность в своих действиях, большую безопасность, а использовать его можно не только для занятий с детьми любого возраста, но и для тренировки взрослых.

Во время тренировки хват, которым мы удерживаем малыша на мяче, постоянно меняем: за предплечье; за раскрытые ладошки; за раскрытые ладошки, прижатые сверху к мячу своими руками.

  • Кладем ребенка на мяч на живот ногами к себе. Держим его только за руки.
  • Откатываем фитбол немного назад, на себя, таким образом, чтобы кроха под тяжестью собственного тела выпрямил руки вперед, растянулся, повис, оставаясь на животе на мяче. При этом его ноги не должны касаться какой-либо поверхности — пола или вашего тела.
  • В таком положении совершаем плавные покачивания на мяче вперед и назад, вправо и влево, кругом и полукругом, барабаним по мячу, вытягивая руки вперед.
  • Далее переворачиваемся на спину: малыш лежит на мяче на спине ногами к нам. Берем за руки: свой большой палец вкладываем в ладошку малыша, остальными пальцами обхватываем его предплечье.
  • Совершаем плавные движения мячиком вперед и назад. Когда отводите мяч от себя, прижимайте руки малыша к его животу, чтобы он не перекувыркнулся назад через голову, если поднимет ножки высоко. В момент приведения мяча обратно к себе руки крохи разводим в стороны и «танцуем цыганочку», расслабляя мышцы и растягивая ручки в стороны.

Не рекомендую поднимать и держать малышей в воздухе за руки или за ноги до 6–8 месяцев. Я считаю, что создаваемая таким образом чрезмерная нагрузка на суставы, мышцы и связки совершенно не нужна. Также отрицательно отношусь к занятиям динамической гимнастикой.

Игрушки для ребенка по возрасту

  Ребенку трех-трех с половиной месяцев хорошо подвешивать звучащие, красочные подвески, кольца с шариками; ребенку четырех-четырех с половиной месяцев следует подвешивать погремушки, шарики, колечки, человечков и пр.

Для развития более тонкой координации движений рук можно использовать мелкие игрушки. Надо также иметь разнообразные погремушки, которые дают ребенку в руки. Если ребенок уже хорошо берет игрушки и долго их удерживает, то он не нуждается в подвешенных игрушках. Ему надо давать игрушки в руку или класть таким образом, чтобы он сам мог их достать.

Следует иметь игрушки, разнообразные по цвету, форме, величине, что содействует развитию органов чувств ребенка.

Хранить игрушки надо в чистом месте — на полке или в ящике с тем, чтобы в любой момент можно было без труда найти и дать ребенку ту игрушку, которой можно его заинтересовать. Все поломанные игрушки, которые ребенку давать опасно, надо сразу выбрасывать.

Когда ребенка после кормления кладут в кроватку, надо привлечь его внимание к висящим игрушкам или дать ему погремушку в руку. Отойти от ребенка следует лишь после того, как вы убедитесь, что он хорошо играет.
В дальнейшем, поддерживая самостоятельную игрy ребенка, приходится повторно привлекать его внимание к висящим над ним игрушкам, а когда они перестают его интересовать, заменять их другими

Ребенка трех с половиной — пяти месяцев учат брать и удерживать игрушку. С этой целью надо, слегка позванивая погремушкой, поднести ее к ребенку и, убедившись в том, что он смотрит на нее, ждать, не потянется ли он к ней руками. Если ребенок совсем не протягивает рук к погремушке или протягивает, но не может еще взять ее, надо дать ему погремушку в руку. Если же ребенок может ее взять, то надо терпеливо подождать, пока он после ряда неудач все же дотянется и возьмет ее. У пяти-, шестимесячного ребенка можно развивать умение одновременно удерживать в каждой руке по игрушке.

Иногда никак не удается вызвать у ребенка стремление схватить игрушку, так как он все время смотрит на взрослого, улыбается ему, гулит и на игрушку не смотрит. В этих случаях взрослый должен присесть, спрятаться так, чтобы ребенок его совсем не видел, а видел только игрушку. Конечно, и игрушку для этого надо выбрать привлекательную, яркую.

Четырех-, пятимесячный ребенок, выронив игрушку, очень редко находит и берет ее сам и, оставшись без игрушки, начинает скучать. Поэтому взрослый время от времени должен снова давать ему игрушку в руки.

Особо привлекательную игрушку хорошо располагать возле пяти-, шестимесячного ребенка таким образом, чтобы ему пришлось проявить определенную настойчивость и использовать новые движения прежде, чем ему удастся ее достать.

Надо следить за тем, чтобы ребенок во время бодрствования побыл в разных положениях: если он сам еще не умеет перевертываться, то надо через некоторое время после кормления положить его на живот и оставить в этом положении до тех пор, пока он не устанет.

В течение двух часов бодрствования ребенка можно 2-3 раза класть на живот. Когда же он сам научится перевертываться на живот, надо его класть на спину и занимать игрушками в этом положении, если вы видите, что ребенок устал лежать на животе. Можно также взять и недолго подержать ребенка на руках, чтобы порадовать его и дать возможность посмотреть на окружающее.

К малышу, когда он играет в своей кроватке, надо, конечно, и просто подходить, чтобы поговорить с ним, особенно когда вы видите, что он заскучал, перестал заниматься игрушками. Разговаривая с ребенком, надо стараться вызвать у него ответные голосовые реакции. В те моменты, когда ребенок сосредоточенно играет, ему не следует мешать.

Всегда надо помнить о том, что частое общение взрослых с лежащим в своей кроватке малышом, а тем более игры-занятия, для проведения которых его берут на руки, легко могут стать помехой самостоятельной игре ребенка. Как только близкие почувствуют, что ребенок начинает хуже, менее сосредоточенно играть, так как с напряжением ждет, чтобы к нему обратились, заговорили или взяли его на руки, надо несколько сократить свое общение с ним.

Чтобы успокоить ребенка этого возраста, достаточно бывает дать ему новую игрушку или предоставить возможность поиграть в необычной для него обстановке. Брать на руки плачущего ребенка следует только в крайнем случае.

Желательно, чтобы в часы бодрствования ребенка кто-то находился в комнате, с тем, чтобы в нужный момент поддержать его радостное настроение, своевременно переменить положение или дать игрушку. Но можно на некоторое время оставлять его и одного. Не следует создавать у ребенка привычку чувствовать себя хорошо только в присутствии взрослых.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий