Как отучить ребенка воровать — эффективные методы и способы

Предупреждение воровства

Доверительные детско-родительские отношения – лучший способ профилактики неподобающего поведения. С детьми необходимо постоянно разговаривать, интересоваться как их успехами, так и их проблемами. Внимательность, искренняя, конечно, позволит исключить некоторые провоцирующие воровство мотивы.

Помните, что ребёнок живёт в мире соблазнов. И его привлекает всё яркое и интересное. Зачем провоцировать его на кражу, если можно просто хранить драгоценные вещи в недоступном месте? Поверьте, это не унижение своего чада, а предупреждение негативных ситуаций.

Ещё один полезный совет – решение денежного вопроса. Карманные накопления – обязательный атрибут современного подростка. Ребёнок хочет посетить кинотеатр, купить шоколадку, подарить небольшой презент другу/подруге. Всё это следует учитывать при составлении семейного бюджета. Но при этом важен разумный контроль за детскими расходами. Вы ведь не хотите, чтобы ваше чадо приобретало сигареты или спайсы.

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать

Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его воспитанием, придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое

Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе

Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

Причины

Как отучить ребенка воровать?

Чтобы ответить на вопрос «ребенок ворует – что делать?», нужно понимать – что именно ворует ребенок? Если речь идет о деньгах – на что он их тратит?

Не думаю, что это что-то сверхзапретное – в 99% случаев краденую мелочь дети тратят на сладости, мелкие игрушки и прочую ерунду, которая родителями именно ерундой и воспринимается.

Да, конечно, попавшегося на горячем маленького воришку можно пристыдить и осудить, у него должно быть осознание, что воровать плохо

Но важно подумать вот о чем: а чего он вообще хочет? Можно ли без ущерба для обеих сторон сделать так, чтобы ребенок получал свои мелкие радости легальным путем, прося желаемое у родителей и зная, что ему не скажут очередное железно аргументированное «нет»?. Ребенка нужно приучать, что у него есть выбор

Что скушать, что купить… А также – что за свой выбор нужно нести ответственность

Ребенка нужно приучать, что у него есть выбор. Что скушать, что купить… А также – что за свой выбор нужно нести ответственность.

Думаю, при отсутствии каких-то тяжелых диагнозов можно позволить ребенку съесть вожделенные конфеты и ощутить самому – насколько это неприятно, болит ли в самом деле живот? Можно, например, сводить сладкоежку к стоматологу на профилактический осмотр – сама процедура и беседа с доктором без мамы в кабинете может впечатлить куда больше, чем замок на буфете!

Например, «Я тебе куплю хоть три киндерсюрприза, но в цирк в воскресенье мы не пойдем!», «Сейчас ты скушаешь эти чипсы, но сегодняшнего ужина и завтрашнего завтрака у тебя не будет – дотерпишь до завтрашнего обеда?», и т.д.

И еще о свободе принятия решений.

У ребенка (тем более, у подростка) должна иногда появляться возможность что-то купить себе, не спрашивая ничьего разрешения, под собственную ответственность – из «своих» денег! Выдавать ребенку карманные деньги, чтобы он сам учился их расходовать – намного эффективнее, чем думать «а зачем ему деньги, мы же ему все купим, если он попросит». Так ребенок узнает ценность тех или иных товаров, учится контролировать свои расходы, сопоставлять альтернативные варианты покупок..

Чтобы ребенок не воровал, он должен знать, какой реальный вред он причиняет себе и окружающим своими действиями. Боязни наказания недостаточно – скорее, маленький воришка начнет обдумывать незаметные способы воровства, чтобы не попасться, а если и перестанет красть – то не извлечет жизненного урока.

И, разумеется, следите за собой!

Если вы на глазах ребенка спокойно лопаете сладости в неограниченных количествах – почему он должен верить вам, что это вредно? Если спокойно покупаете себе журнал/двадцатый тюбик помады/десятые туфли – как будут звучать речи о «сейчас у нас нет денег!»?

Специфика проблемы в разном возрасте

В разных возрастах проблема детского воровства имеет разные истоки.

Дети дошкольного возраста. До семи лет дети, как правило, не всегда способны понять разграничения вещей на “своё” и “чужое”. Нельзя сказать, что ребёнок до семи лет “ворует”, он просто берёт то, что ему нужно. Если родители столкнулись с такой проблемой, то следует мягко и терпеливо поговорить с малышом. Объяснить ему, что чужое брать нехорошо

Важно, чтобы ребёнок чувствовал во время разговора, что мама его любит и готова помочь во всём разобраться.
Младшие школьники. В возрасте до десяти лет дети, как правило, уже понимают, что воровство — это плохо

Если в этом возрасте ребёнок совершает кражу, то скорее всего, ему не хватает силы воли отказать себе в каком-то приобретении. Кроме этого, младшие школьники уже начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными людьми, но ещё не умеют эту самостоятельность проявлять. При подобной проблеме обязательно нужно поговорить с ребёнком, подумать вместе, как он может проявить свою независимость в позитивном ключе. Стоит обсудить вместе семейный бюджет и карманные деньги.
Подростки. Чаще всего в подростковом возрасте дети воруют под влиянием плохой компании. Очень важно помогать и направлять ребёнка в более младшем возрасте, чтобы к подростковому возрасту у него сложился благоприятный круг общения. Это избавит и ребёнка, и родителей от лишних проблем. Важно также в семье всегда сохранять доверительные, тёплые отношения. Чтобы ребёнок в любом возрасте знал, что семья — это его крепость и опора. Если же родители чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля, то стоит обратиться за помощью к психологу.

Что делать?

Обвинение в краже — обвинение очень серьёзное. Если ребёнок не был уличён, нельзя обвинять его.

Самое ключевое и главное — доверительная беседа и любовь. Ребёнку необходимо чувствовать, что родители любят его, что бы ни случилось

И важно дать маленькому человеку уверенность, что из любой трудной ситуации есть выход. А родители всегда будут рядом, поддержат и помогут

Стоит ли говорить о том, что физические наказания недопустимы! Угрозы и побои — путь в никуда. Они ожесточают ребёнка и укрепляют в уверенности, что он плохой человек.

Да и вообще любое наказание приводит к озлобленности. И вместо того, чтобы пережить и осознать последствия своего поступка, ребёнок сосредотачивается на мыслях о том, как его обидели взрослые. Наказаниями родители лишают ребёнка возможности понять свою вину. Большинство наказанных детей жалеют себя или придумывают, как отомстить. Таким образом проступок повторяется, круг замыкается.

Если ребёнок сам признался в содеянном, будьте снисходительны. Цените честность. Скорее всего виновнику и саму сейчас несладко. Скорее всего его мучают угрызения совести. Пусть видит, что родители расстроены, но не оставят его одного в тяжёлой ситуации. Подумайте вместе, что можно сделать и как исправить совершённую ошибку.

Подробнее об этом смотрите в следующем видео:

Как избежать проблемы?

Выстраивайте тёплые и доверительные отношения. Ребёнку необходимо всегда чувствовать поддержку со стороны значимых взрослых.
Разговаривайте. Объясняйте ребёнку, почему нельзя брать чужое. Прислушивайтесь к тому, что говорит ребёнок

Что он чувствует? Очень важно помочь ребёнку в формировании базовых ценностей.
Направьте энергию ребёнка в мирное русло. Если у ребёнка есть любимое и интересное занятие, то ему некогда совершать плохие поступки

Кроме того, занимаясь любимым делом, общаясь со сверстниками по интересам, уменьшается вероятность, что ребёнок попадёт в плохую компанию.
Обсудите с ребёнком его права и обязанности. Поговорите на тему карманных денег.
Будьте положительным примером для своих детей. Важно, чтобы ребёнок видел, что родители придерживаются тех принципов, о которых говорят. Речь идёт об уважительном отношении к окружающим и их собственности.

Что бы ни происходило, ребёнок всегда должен видеть в лице родителей не суровых блюстителей порядка, а союзников. Тогда даже самые неприятные и тяжёлые жизненные ситуации, пережитые вместе, помогают выйти близким людям на новый уровень доверия.

Истории о том, как мы начали подозревать наших детей в краже у нас денег

Для начала расскажу наши истории, истории о том, как мы узнали, что наши дети воруют у нас деньги. Истории, как мне кажется, не уникальные, и как — бы неприятно было это осознавать, присущи практически каждой семье.

Исчезло часть денег, накопленных на машину

копили на машину

Уже выбрали машину, договорились на покупку с продавцом на следующий день.

Вечером достали все деньги, пересчитали, и поняли, что часть денег, собранных на машину, просто исчезла.

Понимая, что мы с мужем эти деньги не брали, подозрение упало на сына – подростка. Скованное поведение ребенка подтвердило наши опасения.

В итоге, ни беседа с ребенком, ни дотошный поиск денег в детской комнате и во всей квартире не дал положительного результата. Деньги вернуть мы не смогли, долгожданная покупка машины не состоялась.

Регулярно пропадали небольшие суммы из кошелька мамы

Первые подозрения об отсутствии части денег у меня возникли в магазине, при оплате за продукты.

Продавщица попросила дать, по возможности, без сдачи. Я же, будучи уверена, что у меня в кошельке после прошлой покупки оставалось три купюры номиналом по 50 рублей и две купюры номиналом по 10 рублей, была удивлена, не увидев одну купюру по 50 рублей и одну по 10 рублей. Я точно помнила, какие купюры должны были быть в кошельке, потому что именно в таких купюрах мне в прошлый раз сдали сдачу, которую я всегда проверяю.

Решив, что я сама забыла, куда истратила деньги, в этот раз, я не стала беспокоиться. Но, когда спустя несколько дней ситуация повторилась вновь, я уже начала беспокоиться.

Супруг деньги не брал, сказав, что у него своей мелочи хватает. Коллега по работе – женщина взрослая, достаточно обеспеченная, да и работаем мы вместе почти десять лет, — точно не могла взять из моего кошелька деньги, да еще и такие небольшие суммы.

Подозрение пало на детей, вызвав у меня страх и некоторую панику.

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Причины воровства

Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.

В дошкольном возрасте они такие:

Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы
При этом важно помнить и о правах малыша

Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство
И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?»

Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков
В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег
Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.

Протест против большого количества запретов. Деньги дают некое чувство свободы.

Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:

  1. Все то же желание иметь то, что есть у других.
  2. Протест против большого количества запретов.
  3. Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.

Плюс еще добавляются такие мотивы:

Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности

Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».

Для детей-подростков два последних мотива являются основными.

Как реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Самое основное правило в воспитании ребенка — предупредить возможное неправильное поведение дитяти. Начинать нужно с беседы, чтения поучительных сказок, экономического образования малыша, когда он только начинает понимать суть слова «деньги». У ребенка ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, которыми он учится распоряжаться уже лет с 3–4.

Мама и папа в этом помогут: определить приоритеты (что важно, нужно в данный момент), научат рациональности (как выбрать покупку и рассчитать денежные средства на то, что хочется и что можно позволить себе, исходя из наличия денег). Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать

Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать.

Первым делом нужно выяснить причину, и от этого уже отталкиваться. Иногда достаточно просто побеседовать с ребенком, понять его, поддержать и направить. Такой подход действенен для детей, которые совершили свой проступок впервые, которые чувствительны, способны на самоанализ и рефлексию.

Для других же стоит углубиться:

  1. Убрать деньги с видного, доступного места.
  2. Наказать действием: ребенок должен отработать деньги, которые взял. Например, помыть полы, постирать, приготовить еду ― то есть сделать ту работу, которая не является его обязанностью.
  3. Узнать, в какой компании друзей вращается ваш ребенок и, может быть, даже на время оградить его от нее, придумав поездку куда-то или определив его на какие-то кружки, секции.

Поговорив с ребенком, нужно найти общие интересы и точки соприкосновения: берет деньги, значит, они ему нужны. Просто давать их ему не стоит. Пусть найдет способ заработать. В наше время интернет-технологий это реально: проводить мастер-классы по чему-либо, что хорошо умеет сам, изготовлять что-то нужное и продвигать свой товар и т.п. Или даже просто помощь родным по дому, поощрение хороших отметок и достижений в школе.

Если же вы замечаете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту ― детскому психологу.

НО НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ И НЕ НАБРАСЫВАЙТЕСЬ С КРИКАМИ И УГРОЗАМИ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО.

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Источники проблемы

Существует достаточно большое множество причин, почему ребенок что-то украл в магазине. Стоит помнить, что дети не всегда понимают, что чужое брать нельзя, так как их моральные устои еще до конца не сформированы. Дети просто хватают понравившийся им предмет и автоматически присваивают себе.

Причинами воровства в юном возрасте могут быть следующие причины:

Кража без собственной выгоды. Иногда малыши воруют не для того, чтобы оставить украденный предмет себе. Они могут хотеть сделать какому-то из окружающих его приятно. Иногда это может быть даже сам продавец магазина или его охранник. То есть причина детского воровства в такой ситуации не должна быть понята родителями как тревожный симптом, который требует строго наказания. Нужно постараться объяснить ребенку, что так делать нельзя и обязательно сказать почему.
Искушение. Некоторые маленькие детки, которые уже частично ознакомлены с нормами нормального поведения и морали, тоже могут воровать по простой причине — им сильно хочется. Дети очень эмоциональны, и у них в мозговой структуре еще окончательно не созрел отдел, отвечающий за самоконтроль. Несдержанность может проявляться не только в виде воровства. К примеру, если ребенку родители все же не разрешили забрать понравившуюся ему вещь в магазине, кроха может устроить большую истерику и слезно просить старших отдать ему желанный предмет.
Отсутствие возможности приобрести законным путем желаемую вещь. Как правило, такое воровство наблюдается в подростковом возрасте. К примеру, если ребенок хочет определенную модель телефона или какую-то другую схожую вещь, которая есть у большинства его сверстников, но он не может ее позволить себе, то он решается на отчаянный поступок — воровство. Обладание данной вещью необходимо для того, чтобы чувствовать себя наравне со своими сверстниками. Такой способ завоевать желанное место в социуме не приводит к ожидаемому результату. Кроме проблем с законом и, возможно, насмешек со стороны сверстников такие действия ни к чему больше не приведут.
Стрессовые ситуации. Даже взрослые люди в период нервных переживаний часто ведут себя не так, как обычно. Они начинают злоупотреблять алкоголем, курить, заедать проблему, отказываться от приема пищи и прочее. Психическое здоровье ребенка намного уязвимее, чем у взрослого, и поэтому не удивительно, что при определенных обстоятельствах эмоционального характера дети совершают совершенно нехарактерные для себя поступки.
Недостаток родительского внимания. Некоторые дети испытывают недостаток внимания со стороны родителей. Причины могут быть самыми разными

Часто родители обделяют свое чадо вниманием из-за напряженного графика работы или потому, что в семье появился второй маленький ребенок, с которым постоянно находится мама по понятным взрослому человеку (а не маленькому) причинам.
Подражание сверстникам. В подростковом возрасте дети часто совершают такое преступление, как кражу, так как считают это вполне нормальным явлением по той причине, что знакомые занимаются таким промыслом

Иногда сверстники подталкивают ребенка на этот поступок с такой мотивацией, как пройти испытание на «слабо».
Кража как проявление мести. Дети могут брать чужое у своего обидчика и объясняют это своеобразной мерой наказания.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, где кража считается нормой, то во время кражи в детском возрасте он даже не осознает, что делает что-то неправильно. Кроме того, родители сами могут вынуждать идти своего малыша на такой поступок, так как считают такой способ преступления максимально безопасным для себя.

Следует понимать, что данный список причин далеко не полный. Каждый ребенок — это маленькая личность, поэтому разбираться в причине воровства следует индивидуально.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий