Сепарация в психологии: примеры, этапы, виды

Способности и навыки в четырех месячном возрасте

Развитие малыша не стоит на месте, рассмотрим подробнее, что умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Хватание перестает быть рефлекторным и становится произвольным и осознанным. Теперь малыш сжимает кулачок только в том случае, когда сам хочет взять предмет. Это большой прогресс, так как у него возникает первая тренировка управления движениями собственного тела и начинается развитие координации.
  1. Еще что ребенок делает в 4 месяца? Он не просто рассматривает предмет в свое руке, но и делает какие-то движения (стучит, трогает пальцем отдельные детали, тянет в рот). Правда, в связи с тем, что мышечная система у него еще развита слабо, происходит это пока не продолжительное время.
  1. Если в три месяца младенец мог уже переворачиваться на животик, то теперь он умеет занимать прежнее положение. И это вынуждает родителей держать его под постоянным присмотром, либо перекладывать на пол, чтобы не допустить падения с кровати. Новыми движениями ребенок становится способен добираться до интересующих его предметов.
  1. На спине грудничок начинает приподнимать голову с плечами, как будто при попытке сесть. Поэтому у многих родителей возникает вопрос о том, можно ли сажать ребенка в 4 месяца. Современные специалисты-ортопеды выступают категорически против такого раннего высаживания, до тех пор, пока малыш не будет садиться самостоятельно. При этом нельзя использовать для опоры мягкие предметы. Место высаживания и все опоры должны быть жесткими.
  1. Из положения лежа на животике малыш начинает делать попытки ползти. Он приподнимает тазовую часть, и перебирает ножками. У некоторых детей получается в этом возрасте передвигаться «по-пластунски». Для того чтобы развивать желание и умение ползать, перед малышом на некотором расстоянии можно выкладывать яркие и интересные для него игрушки.
  1. Зрение изменяется в лучшую сторону, и если ранее ребенок мог только видеть предмет на расстоянии 70 см, то теперь он способен рассматривать то, что находится от него в пределах 3 – 3,5 метров. Поэтому он уже свободно разглядывает комнату или пейзаж за окном.
  1. Слух начинает воспринимать многие звуковые оттенки, музыку, ловить их эмоциональную окраску. Но, несмотря на это, самым приятным для него сохраняется звук материнского голоса.
  1. Вместе с этим начинают формироваться зачатки речи. Он может произносить отдельные слоги, пытаясь повторить артикуляцию взрослого. На высоте положительного эмоционального состояния происходит самый интенсивный «разговор». В некоторых случаях малыш сам может выступать в качестве инициатора общения.
  1. В четыре месяца кроха уже четко делит всех людей на «своих» и «чужих». Своими он считает тех, кого видит чаще всего. Нередко он начинает плакать или капризничать в присутствии постороннего. Для того чтобы попасть в категорию «своих», следует хотя бы показываться на глаза ребенка один раз в два дня. Это необходимо потому, что долговременная память в данном возрасте еще не слишком развита.

Черты характера

Плюсы и минусы имени Степанида

Как провести сепарацию от родителей во взрослом возрасте

Чтобы сепарироваться от родителей и не испортить с ними отношения, нужно провести большую работу над своим мышлением и поведением. Поэтапно она будет выглядеть следующим образом.

Прощание с детством

Осознание того, что детство закончилось и вести себя как ребенок больше не получится, очень отрезвляет и открывает новые горизонты.

Только так человек может взять всю ответственность на себя, начать проявлять инициативу в любых делах, стать активным, конкурентоспособным и готовым самореализоваться.

Осознание влияния родителей

Все люди вышли из семьи, которая оказала на них свое влияние, внушила и навязала свои привычные установки. Даже если взрослый человек думает, что он совершает поступки по своей воле, на их принятие тоже влияет воспитание.

Пока не случится инсайт, что разными действиями человек лишь повторяет сценарии родителей и пытается оправдать их ожидания, полная сепарация не произойдет.

Отслеживание манипуляций

Часто родители манипулируют своим ребенком, когда не хотят давать ему взрослеть, становиться финансово и психологически независимым. Поэтому отслеживание и борьба с манипуляциями – еще один обязательный шаг к сепарации.

Избавиться от манипулирования можно лишь путем выстраивания личных границ. Например, обговорить с родителями, что нельзя без разрешения трогать личные вещи или приходить в квартиру без предупреждения со своими ключами.

Отказ от нездоровых моделей поведения

Если ребенок или родитель боится остаться наедине с собой или подвержен контролю над другим человеком («Как он без меня?», «Надо его проконтролировать» и др.), то он находится в созависимых отношениях.

Выйти из такой ситуации сложно, но попытаться однозначно стоит, потому что это избавит от невыгодных действий и чувства вины.

Независимость от родительских ожиданий

Родители, которые психологически привязывают к себе ребенка, ожидают от него многого. Он, в свою очередь, в погоне за любовью и признанием пытается угодить им всеми способами. Но как не старайся, всегда останутся вещи, которыми мама или папа будут недовольны.

Для взросления и психологического отделения человеку достаточно понять: делать то, что требуют родители, совсем необязательно. Каждый заслуживает прожить свою жизнь так, как хочется ему самому.

Прощение

Чем старше становится ребенок, тем яснее он понимает, что родители так или иначе стали причиной каких-либо комплексов и психологических травм. К сожалению, не существует идеальных мам и пап, они не так безупречны и всемогущи, как могло казаться в детстве.

Поэтому стоит принять это и не таить обиду на родных людей. В любом случае, именно они помогли стать вам таким человеком с вашими достоинствами и положительными сторонами.

Переезд от родителей

Если нет серьезных причин жить с родителями, таких как помощь и постоянный уход за ними, то лучше съехать на отдельную жилплощадь. Это поможет быстрее осознать свою самостоятельность и избавит от части манипуляций. Жизнь в собственном доме может стать отличным началом новой по-настоящему взрослой жизни.

Избавление от чувства вины

Все предыдущие пункты вряд ли получится выполнить, не обидев родителей. Это нормальный этап, когда родные будут пытаться оказывать свое влияние привычным образом

Важно снова и снова обозначать свое решение и искоренять чувство вины, ведь эти эмоции можно направить в более полезное и продуктивное русло

Как помочь ребенку при регрессе сна?

Вот несколько полезных рекомендаций, чтобы помочь малышу пережить этот период:

Придерживайтесь привычного графика дня.

Регресс сна переносится легче, если малыш соблюдает распорядок дня. Поэтому если вы раньше никогда не задумывались о выстраивании подходящего ритма дня — самое время начать это делать.

Пересмотрите нормы сна и бодрствования (подробнее в статье Нормы сна детей до года>>>).

Возможно на фоне регресса малышу нужно меньше бодрствовать и укладывать его на сон чуть раньше.

А может быть и наоборот, малыш сделал скачок в развитии, его нервная система может выдержать больший промежуток времени, а вы укладываете его спать слишком рано.

Из-за этого укладывание затягивается, малыш нервничает и плачет, вы чувствуете себя вымотанной и беспомощной.

Время укладывания в ночь не должно быть стабильным.

На консультациях часто сталкиваюсь с тем, что мама определила себе, что ребенок обязан заснуть в 21-00, но при существующем режиме дня это никак не получается.

Режим дня мы строим исходя из времени утреннего пробуждения и длительности дневных снов. За счет этого время вечернего отхода ко сну будет плавающим, но в пределах +/- 1 часа.

Не вводите новые привычки сна, от которых затем придется ребенка отучать.

Необходимо постараться в это сложное время не приобрести вредных привычек.

В этот период все родственники ребенка готовы пойти ему на уступки, разрешить многое, чтобы он не капризничал, не стоит этого делать, кризис сна пройдет, а ненужные привычки останутся.

Например, ребенок решил, что может ковырять мамину грудь или пупок при засыпании, а, может быть, вы стали разрешать ему ползать и беситься в кровати.

Кто-то начинает укачивать ребенка, чтобы он быстрее заснул и т. д. Подробнее в статье Как отучить ребенка от укачивания>>>

Важно! Только помните, что на создание новой привычки достаточно 1–3 дней, а вот на отучение от нее гораздо больше. Не стоит в этот период начинать учить ребенка самозасыпанию или сокращать ночные кормления

Лучше оставить этот процесс на более благоприятное время

Не стоит в этот период начинать учить ребенка самозасыпанию или сокращать ночные кормления. Лучше оставить этот процесс на более благоприятное время.

  • Физическая активность — залог хорошего сна, поэтому пусть ползает, крутится, играет с игрушками, все это только пойдет ему на пользу. Прогулки на свежем воздухе так же важны.
  • Если ребенок 8–9 месяцев плохо засыпает, нужно создать условия для отдыха. Хорошему сну способствует благоприятная обстановка в комнате.

Тишина, отсутствие освещенности, свежий воздух, исключение раздражающих факторов, таких как телевизор и компьютер, качественно улучшают сон.

  • Часто дети во время регресса сна постоянно голодны. Можно и даже необходимо чаще кормить ребенка, если он просит. Возможно, именно сейчас случился скачок интенсивного роста.
  • Дарить ребенку свое тепло и ласку, значит стать ему опорой в момент, когда трудно. Необходим максимум тактильного контакта.
  • Помочь маме во время регресса сна в 8–9 месяцев и после него могут и некоторые предметы, например, шторки затемнения. Можно чуть затемнить комнату во время дневного сна, такое освещение способствует легкому засыпанию.

На время сна, если ребенка будят его новые навыки, и он пытается ползти во сне или вставать, используйте спальные мешочки для детей, которые ограничивают движения во время сна, и ребенок себя не разбудит движениями.

Таких предметов для сна достаточно на просторах Интернета.

В целом регресс сна не длится дольше 1–2 недель. При стабильном режиме, вашей поддержке и вовлеченности в жизнь ребенка, этап проживается достаточно быстро.

Если же сон с каждым днем становится хуже, вы уже измотаны долгими угадываниями и тревожным сном, значит нужно подходить в налаживанию сна комплексно.

Приглашаю вас пошагово разобрать каждый элемент крепкого сна, и устранить волнующие вас проблемы, на интернет-курсе Как научить ребёнка засыпать и спать без груди>>>

Счастливого материнства!

  • Как уложить ребенка спать за 5 минут?
  • Ребенок потеет во сне
  • Развитие ребенка по месяцам до года

Семья и брак

Идентичность по видовым признакам

Под социальной идентичностью в психологии понимают склонность индивида относить себя к определенной группе «по интересам». Разберем особенности основных социальных групп подробнее.

По гендерному признаку

Не путать с половой и сексуальной. Когда говорят «гендер», подразумевают комплекс характеристик женского (феминного) и мужского (маскулинного) образа. Гендерная идентичность – это набор устоявшихся стереотипов и ожиданий со стороны социума о том, как обязан проявлять себя человек в зависимости от принадлежности к определенному полу. В реалиях данное соответствие не всегда находит свое отражение. Гендер – это не прямой посыл касательно сексуальной ориентации. Под гендерным самоопределением понимают роль, которую человек играет в обществе. В реалиях большинство мужчин и женщин соответствуют характеристикам своего пола.

По половому признаку

Здесь все проще и понятнее, поскольку пол человеку присваивается с рождения. Осознание принадлежности к полу впервые возникает у человека в 2-3 года. Именно тогда люди начинают понимать, в своем теле они родились или природа жестоко с ними пошутила.

Сексуальная идентичность

Здесь имеет место сексуальная ориентация (гетеросексуал, гегомосексуал, бисексуал). Как правило, свою принадлежность к одной из групп человек осознает в подростковом и юношеском возрасте.

Этническая идентичность

Все мы имеем глубокие генетические корни, национальность и родословную. Каждый человек принадлежит к определенной этнической группе, которая в своей основе зависит от культуры сословия и общества. Этническая идентичность проявляется на уровне ценностей, эмоций и когнитивного поведения.

Национальная идентичность

Эта сторона формируется по мере развития навыков социализации. Идентичность по национальному признаку напрямую зависит от правил общества, которое окружает человека. Они предполагают изучение родного языка, обычаев, манер поведения, других отличительных особенностей этноса. Так формируется менталитет личности. Стоит отметить, что национальная идентичность иногда сложно определяема по причине смешения нескольких национальностей.

Профессиональная идентичность

Определение у себя навыков и талантов, которые в будущем найдут прикладное применение, является сложным процессом. Определиться с профессией и успешно себя в ней реализовать удается не всем. Некоторые ошибочно полагают, что поиск призвания сопряжен исключительно с юным возрастом. Жизнь показывает, что профессиональное самоопределение не ограничивается возрастными рамками и может варьировать в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних изменений. Сегодня смена рода деятельности – явление распространенное, благо для этого есть все условия и возможности.

Культурная идентичность

Ощущение принадлежности к традициям определенного сообщества. Индивид отождествляет себя с его взглядами на ценности, эстетику, атрибуты данной культуры и нормы поведения внутри нее. Яркий пример: современные молодежные субкультуры, в том числе и радикальные. Каждая из них имеет свою специфику, которая не позволяет слиться в толпе или спутать ее последователей с любой другой. Проблема культурной идентичности в обществе вызывает много вопросов в силу своей неоднозначности. Она неразрывно связана с этнической, религиозной, сексуальной и гендерной идентичностью, а эти составляющие нередко вступают в противоречие друг с другом.

Эго-идентичность и идентичность по признаку группы

Два этих фактора нельзя рассматривать по отдельности, поскольку их становление происходит одновременно. Идентичность по групповому признаку формируется с первых дней жизни человека. В детское сознание закладываются базовые навыки взаимодействия с окружающей действительностью. Первая контактная группа в жизни ребенка – его семья, затем друзья. Далее количество и направления контактных групп будут расширяться вместе с развитием коммуникабельности и кругозора ребенка.

Что касается эго-идентичности, параллельно с групповой, она позиционируется как ощущение твердой почвы под ногами. Если развитие происходит гармонично, в личность закладывается моральная и психологическая устойчивость, а также целостность (внутренний стержень). Наличие этих качеств обеспечивает нормальную самооценку собственной внешности, характера и поведения, а также психологическую стабильность личности.

Эго-идентичность формируется на протяжении всей жизни человека. Это происходит посредством возрастных кризисов. В свою очередь каждый из них ставит перед человеком выдвигаемую социумом задачу. Именно по этой причине эго- и групповую идентичности целесообразно рассматривать в комплексе.

Основные этапы процесса

  1. Первый год. Малыш начинает ходить, пробует есть или умываться. Если мать не поощряет попытки ребенка к самостоятельности (кормит, осторожничает, чтобы не упал и т. д.), сепарация затормаживается.
  2. 3 года. Наступает кризис, потому что малыш осознает, что он и мама – два отдельных человека. Становлению личности мешает поведение родителей по типу «Ты еще маленький!» или «Делай, как я – так будет быстрее!».
  3. 12–15 лет. Самый тяжелый период сепарации. Подросток ориентируется на мнение друзей-сверстников, а не родителей. Если мать или отец подавляют ребенка, непонимание перерастает в частые семейные ссоры.
  4. 17–19 лет. Завершение сепарации, которое характеризуется окончательным взрослением ребенка, когда индивидуум планирует дальнейшую жизнь, не считаясь с мнением матери.

Последствия незавершенной сепарации

Если психологическое отделение детей от родителей не увенчалось успехом, то в семьях возникает ряд конфликтов. Мать может постоянно вмешиваться во взрослую жизнь своих детей, давать им наставления, контролировать каждый шаг. Особенно остро эта проблема ощущается в тех семьях, в которых старые родители и молодые люди живут вместе. У них разные интересы и взгляды на жизнь, но им приходится пребывать под одной крышей и постоянно отстаивать свою точку зрения.

Как известно, процесс отдаления от взрослого начинается в момент рождения. Ребёнок год за годом начинает познавать новое и ему хочется больше самостоятельности. Однако родители, опасаясь за безопасность своих детей, стараются их постоянно контролировать. Взрослые тормозят процесс сепарации. Если дети соглашаются с наставлениями родителей, они растут неприспособленными к жизни и постоянно прячутся за мамину юбку.

В подростковом возрасте ребёнок, который находится под прессингом со стороны родных, неинициативен. Он старается не сердить папу и маму, прилежно учиться, примерно себя ведёт в школе. Подросток находится под постоянным контролем родителей и не ощущает собственной значимости.

Устав от постоянного контроля родителей, дети пытаются взбунтоваться. Они уже выросли, хотят самостоятельности, но излишняя опека их слишком избаловала. Подростки не знают, как правильно строить отношения с окружающими и как вести себя в социуме. Парни, почуяв свободу, попадают под влияние улицы, начинают употреблять алкоголь, курить, совершают преступления.

Девочки убегают от родителей замуж за первого встречного или занимаются взрослыми делами за деньги. Молодые люди хоть и выросли, получили свободу, но так и остались детьми. Они не могут правильно начать свою жизнь и найти нормальную работу. Им некому подсказать, как правильно поступать. Ведь от родителей они уже отделились, хотя так и не стали по-настоящему взрослыми.

В случае незаконченной сепарации молодой человек ищет партнёра, от которого хочет получить тепло, которого ему не хватает. Ведь он потерял ласку и любовь родителей. Такой индивид постоянно стремится заслужить одобрение своего партнёра. Он подстраивается под интересы любимого человека, растворяется в нём, забывая о себе самом. Порой такая эмоциональная зависимость в тягость партнёру и союз быстро распадается. Нормальные отношения строятся на взаимоуважении двух автономных личностей с собственными интересами и взглядами на жизнь.

О незаконченной сепарации может свидетельствовать и состояние ненужности, в котором пребывает молодой человек. Если в детстве родители не уделяли ему должного внимания, он будет искать любовь на стороне. Однако, не научившись от взрослых правильно строить отношения с окружающими и стесняясь обнажить перед любимым человеком душу, такой индивид не сможет отыскать любовь.

Незаконченная сепарация всегда ведёт к формированию у повзрослевших детей комплексов и отрицательных зависимостей. Быть взрослым — это не значит жить отдельно от родителей. Взрослый человек должен уметь правильно выбрать жизненные ориентиры, отстаивать свою позицию, жить согласно нормам поведения в обществе и уметь самостоятельно преодолевать все трудности.

Новорожденность и младенчество (от рождения до одного года)

В первые три месяца жизни, несмотря на физическое отделение тела ребенка от тела матери, произошедшее в момент родов, ребенок еще не идентифицирует себя как отдельный организм и нуждается в присутствии матери практически постоянно.

Для полноценного развития гармоничной личности важно не отказывать ребенку во внимании, кормить и держать на руках столько, сколько он требует. Несмотря на то, что делать это подсказывает здоровый материнский инстинкт, до сих пор зачастую находятся люди, которые считают, что частым тактильным контактом и кормлением по требованию можно «избаловать и испортить малыша»

Несмотря на то, что делать это подсказывает здоровый материнский инстинкт, до сих пор зачастую находятся люди, которые считают, что частым тактильным контактом и кормлением по требованию можно «избаловать и испортить малыша».

И, напротив, когда общение с матерью было жестко регламентировано желанием матери и вследствие причин, не зависящих от нее (изъятие ребенка, тюремное заключение, работа в другом городе и т.д.), в будущем эти личности показывают высокий уровень конформности, демонстрируют вынужденную беззащитность, более склонны к виктимизации ( отождествлением себя с жертвой).

После трех месяцев постепенно начинается разрушение образа «мы». Это во многом связано с освоением ребёнком физического пространства. Вначале он учится переворачиваться, затем сидеть, ползать, ходить. И с каждым освоенным навыком у него появляется все больше желаний, не связанных непосредственно с участием взрослого.

Ближе к одному году он начинает проявлять упрямство, отказывается подчиняться взрослым. Появляется чувствительность к наказаниям и поощрениям, противоречивость в поведении. Эти основные признаки сепарационного кризиса нельзя идентифицировать как капризы, избалованность и неуправляемость.

Рассмотрим ситуацию. Ребенок бросает игрушки в стену и смеется. Родителям это не нравится, и они обращаются к детскому психологу: «Что делать, мой ребенок становиться агрессивным».

А посмотрите теперь на эту ситуацию теперь глазами малыша. Оказывается, он только что самостоятельно открыл закон всемирного тяготения. Ведь вещь, которую он подбрасывает куда угодно, непременно падает на пол.

И он восхищен этим открытием и пробует снова и снова, вдруг на этот раз что-то измениться?

Дайте ему в руки безопасные предметы, имеющие разные свойства (резиновую игрушку, пластиковый стакан, алюминиевую ложку) и бросайте вместе с ним. Таким образом, вместо отрицательных эмоций вы получите положительные. А малыш безопасным образом удовлетворит свою познавательную потребность.

Причины возникновения кризиса

Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства — кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.

Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит — иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает — начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

Неконтролируемый рост инфляции.

Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

Политическая нестабильность.

Ошибки в управлении.

Устаревание производства.

Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

Основные симптомы кризиса сепарации (разделения)

Выразить свои эмоции, переживания, адекватно для окружающих детям сложно и в возрасте 3-4 лет. Что говорить о детках до года.  Поэтому они подают нам имеющиеся в их арсенале сигналы, говорящие о «сбое в системе»:

  • не хотят укладываться спать;
  • отказываются кушать, переодеваться, купаться, играть в любимые игры;
  • просыпаются по ночам (читайте полезную статью Ребенок в 10 месяцев плохо спит ночью).

Но первый кризис сепарации, наступающий в среднем в 8 месяцев, помимо этого, имеет и свои конкретные признаки, говорящие именно о страхе лишиться мамы:

Ребенок не дает вам отойти и на шаг, виснет на ваших руках, одежде.
Отрывается от вас с громким плачем.
Демонстративно боится и отвергает внимание окружающих. Причем это касается даже знакомых и близких людей: бабушек и дедушек

Иногда в игнорирование идет даже папа.
Постоянно требует внимания, причем именно маминого.

Сепарация у взрослых

Это не плохо и не хорошо. Это закономерно. Ограничить и взять под свой контроль и это влияние – задача следующего витка сепарации. Часто он самый болезненный и самый длительный, самый большой, самый страшный, но лишь после него наступает тишина и спокойствие. И он неочевиден, так как происходит на уровне психики и души. Обычно этой волной накрывает в районе 30 (+-) лет. Но это, конечно, условная цифра, так как этот кризис сепарации может длиться годами и начинаться в разном возрасте.

Что происходит на этом витке. Если описывать это в форме психологического процесса, то выросший «ребёнок» подвергает критике те установки, которые были вложены в него ранее родителями, социумом, друзьями, стечением обстоятельств, составляя своё собственное мнение о процессах жизни, основываясь уже на своем опыте. Иногда оно совпадает с исходным, иногда различается в корне. Этот собственный взгляд на вещи и на самого себя и лежит в основе нового, зрелого, уже своего собственного мировоззрения.

Что лежит на пути создания этого мировоззрения? Весьма болезненные процессы:

  • разочарование в своих авторитетах (родителях, учителях), признание их неидеальности, часто узости их восприятия. Отсюда временная потеря ориентиров, критический взгляд на их действия. Ну и обиды, и осуждение их. Как же без этого!
  • признание собственной неидеальности и совершенных уже ошибок. А со временем выдача себе права на ошибки и признание своей ценности несмотря на них.
  • потребность ограничить влияние на себя со стороны близких и социума – отсюда выстраивание своих личных границ. И это очень болезненный процесс для всех участников. Поначалу человек начинает строить вокруг себя «2-метровый железобетонный забор» (из страха не отстоять свои границы), а это чревато взаимными обидами, чувством одиночества и отвержением. На этом этапе сильно фильтруется окружение человека и нередко он остается совсем один наедине со своими новыми ценностями.

Это трудное испытание, так как вместе с этим человек лишается поддержки в трудные периоды и возможности разделить свои переживания. Это, собственно, способствует тому, что ему приходится справляться самому, в одиночку, искать опору в собственных ногах. Так приобретается независимость. И вера в свои силы.

Основные этапы отделения детей от родителей


Психологический отход от родителей проходит четыре фазы. Каждая из них имеет свои особенности, от которых зависит становление ребенка как личности. Если этапы сепарации проходили успешно, повзрослевшие дети смогут самостоятельно и благополучно решать все свои жизненные проблемы. Рассмотрим подробнее этапы сепарации в жизни ребенка:

  • Ясельный возраст . Когда дитя, научившись ходить, начинает само, еще бессознательно, знакомиться с окружающим миром. Этот очень ответственный период в жизни родителей и малыша можно назвать этапом выживания. Стремление матери, неусыпно следящей за своим чадом, ограничить его независимость вполне оправданно. Слишком много неизвестного вокруг открывает для себя малютка, хочется все потрогать, а это может быть опасно для здоровья. Например, он увидел беспризорную грязную игрушку, взял, поигрался, а потом машинально засунул палец в рот. Мать окриком заставляет его не притрагиваться к посторонним предметам, учит не облизывать грязные руки. Однако уже в этом возрасте нужно приучать малыша к самостоятельности, чтобы вполне посильные ему вещи он делал сам. Допустим, самостоятельно пользоваться ложкой.
  • Когда ребенок впервые осознает себя в этом мире . Это глубоко индивидуально, где-то с трех лет. Период пробуждения самостоятельности. Дитя начинает бороться за свое место под солнцем, сознательно пытается познакомиться со своим окружением, хотя личного опыта еще нет. Окрики старших: «Не трогай!», «Это нельзя!», «Ты еще маленький, не нужно тебе этого делать!» и другие такого рода затормаживают действия малыша. Но появляются первые критические мысли: а почему мне это запрещают? Чадо еще полностью зависит от родителей, но «пробивается» к собственному мнению, начинает понемногу осознавать, что ход и порядок вещей в доступном ему кругу общения не так прост.
  • Пубертатный период . Когда начинается половое созревание девочек и мальчиков. Это с 11-12 лет. Меняется внешний облик, дети растут, у них оформляются первичные и вторичные признаки принадлежности к своему полу. В это время резко меняются взгляды и мысли. Юноши и девушки все больше отдаляются от своих родителей. Не терпят окриков, меньше верят их словам, больше доверяют собственному опыту в общении со сверстниками и взрослыми. Это сложный период в отношениях «отцов и детей». Тут часты конфликты, которые успешно разрешаются при конструктивном поведении старших, когда они стараются найти рациональное зерно в поступках своих чад, а не стремятся подавить их своим родительским авторитетом.
  • Начало самостоятельной жизни . Школа окончена, кто-то дальше продолжит учебу, а кто пойдет работать. Работающие молодые люди, почувствовав свою финансовую независимость, психологически полностью отделяются от родителей и готовы вести самостоятельную жизнь. Немного сложнее с учащейся молодежью, такие еще зависят от своих предков, так как получают от них «денежное довольствие», хотя в духовном плане ребята совершенно свободны. Совместное проживание взрослых и детей под одной крышей задерживает процесс полной сепарации, продолжаться это может лет до 23, пока не будет завершена учеба.

Важно знать! Финансовая самостоятельность и даже своя семья не являются гарантом успешной сепарации. Она считается таковой, когда дети готовы к отделению от своих родителей психологически

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий